Главная

Пейзажи Хайдаркана

Фотоальбомы Хайдарканцев

БЛОГ

Архив школьных фотографий

Из истории Хайдаркана

Форум

Видео Aрхив

Аудио Архив
Архив сайта
Кадамжай Кадамджай Сурьмяный комбинат Ферганская долина
е-майл сайта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. Вып. 2.
Развитие государственности в условиях взаимодействия кочевых обществ
и оседлых оазисов в зоне Великого Шелкового пути.

«« Назад
Оглавление

Далее »»

Публикуется по электронной версии,
предоставленной издателем

Анарбаев А.А.
(Самарканд)
  

Средневековая Фергана на перекрестке трансконтинентальной дороги


  1.  В истории цивилизации Ферганы большую роль играли ее южные и юго-западные связи с древнеземледельческими регионами, в первую очередь с Согдом, Тохаристаном, а через них – с Индией, Ираном и ближневосточными странами. Особое место занимают постоянные контакты с северными и северо-западными странами. И, конечно, ферганцы были в тесном контакте с народами Восточного Туркестана через перевалы Ферганского хребта. Все это способствовало существованию в Фергане культуры, в которой как бы «сплавились» культуры земледельцев и скотоводов. При этом, Фергана являлась, своего рода, ретранслятором этих связей в мир кочевников (Горбунова Н.Г.).

  2.  Археологические материалы хорошо информируют о том, что в основе высокого экономического, социального и культурного развития Средней Азии в IX-XII вв. лежит богатое наследие предарабского периода. Начиная с VI в. н.э., на территории Средней Азии устанавливается политическая стабильность. Это, в свою очередь, способствует экономическому и культурному развитию.

В это время открывается новая трасса Великого Шелкового пути, которая проходила через Кашгар, южнее оз. Иссык-Куль, по долине Таласа (Лубо-Лесниченко Е.И.). Но древний путь, проходившей через Фергану, не терял своего прежнего значения (АнарбаевА.А.). Накануне арабского нашествия в областях Согда, Уструшаны, Чача и Ферганы существовало несколько независимых государств. Политическая власть там принадлежала, в основном, представителям тюркских народов, но экономическая и культурная жизнь была организована на основе равенства и сотрудничества народов, говорящих на разных языках и принадлежащих к разным религиям.

Согдийские купцы в VI – начале VIII вв. торговали по Великому Шелковому пути – от Японии на востоке до Средиземного моря – на западе и до Вьетнама и Цейлона – на юге. В целом, согдийцы с помощью тюркской власти, в конце концов, стали лидерами на Великом Шелковом пути.
 


  3.  В течение VIII века в Средней Азии, в основном, укрепилась власть арабского халифата и распространилась исламская религия. Политическую стабильность в жизни народов Средней Азии обеспечило образование централизованного Саманидского государства.

Экономический и культурный подъем способствовали улучшению жизни ферганцев. Это состояние не изменилось с образованием в конце X в. государства Караханидов.

  4. Арабские географы IX в.-нач. X в. писали о торговых путях Средней Азии. Например, Ибн Хордадбех в IX в., описывая Трансконтинентальную дорогу, которая проходила через Фергану, упоминает следующие города: Худжанд (Ходжент), Баб (Пап), Фергана (Ахсикент), Куба (Кува), Уш (Ош), Узканд (Узген), Атбаш.
Последующие арабские авторы – ал-Мукаддаси, Истахри и Ибн Хаукаль – писали о торговом пути, который соединял Восток с Западом. В это время торговые караваны, идущие из Индии, Ирана и стран Ближнего Востока через Самарканд, попадали в Ходжент. И оттуда дальше на Восток дорога шла по двум направлениям. Одна шла из Ходжента через Канибадам, Сох, Риштан, Маргелан, Куву, Ош, Узгенд, Атбаш, перевал Терекдаван и направлялась в сторону Китая; по второй дороге из Ходжента можно было попасть в Ахсикент. И оттуда дорога шла по двум направлениям: одна через Миан-Рудан («междуречье») шла в Узгенд, другая из Ахсикента направлялась на юг и в Куве соединялась с южной дорогой. Из Ходжента в столичный город Ахсикент можно было попасть еще через Коканд.

  5.  В XI-XII вв. на караванных путях, которые проходили через Ферганскую долину, происходят некоторые изменения. Например, в связи с развитием горнорудной промышленности в Сох-Хайдарканском регионе, южная ветвь Великого Шелкового пути, которая проходила через Ходжент-Риштан, Маргелан, Куву, Ош, Узгенд, с XI в. шла через Сох, Хайдаркан, Охна, Кадамжай, Водил и в Маргелане объединилась с северной дорогой, шла в Маргелан, а не в Куву. Что касается другого пути, который проходил через Миан-Рудан, то он продолжал функционировать.

  6.  По этим путям китайский шелк, бронзовые изделия, женская косметика, лак поступали в районы Средней Азии и юго-западные страны. А оттуда в Китай везли стеклянные изделия, сухофрукты, хлопок, лошадей и различные диковинные вещи. 
 

Copyright © 2003, SC®
                               © 2003, SITEISTOK

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

______________________________________________________________________

Яндекс.Метрика