XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения.
В 1-й трети 19 в.,
когда Киргизия входила в состав Кокандского ханства,
мусульманское духовенство в целях насаждения идеологии
ислама создавало конфессиональные школы — Мектебы, где
обучение сводилось к заучиванию наизусть отрывков из
Корана на арабском языке. Во 2-й половине 19 в. в местах
оседлого поселения возникли духовные школы повышенного
типа — Медресе. После вхождения Киргизии в состав России
появились светские начальные русские школы (первая
открылась в 1874 в г. Караколе, ныне — г. Пржевальск). В
80-х гг. появляется сеть русско-туземных школ.
Объективно русско-туземные школы имели в известной мере
прогрессивное значение: они знакомили киргизскую
молодежь с русским языком и русской культурой. Передовые
люди Киргизии боролись за развитие сети русско-туземных
школ и увеличение в них числа учащихся-киргизов. В
предреволюционные годы было 107 школ, где обучалось 7
тыс. человек, из них только 574 киргиза — дети баев и
манапов; на всю Киргизию были одна мужская гимназия и
две прогимназии, в которых среди учащихся не было ни
одного киргиза. Грамотность киргизского населения
накануне Октябрьской революции составляла менее 1%.
Октябрьская революция открыла киргизскому народу доступ к образованию,
развитию национальной культуры. ЦИК Туркестанской
республики (включавшей в тот период Киргизию) утвердил
«Положение об организации дела народного образования в
Туркестанском крае» (17 августа 1918), опубликовал
декларацию о введении в республике всеобщего бесплатного
обучения на родном языке и отделении школы от церкви.
Были созданы Совет по народному образованию и комиссии
по составлению программ и учебников. В середине 1919
появились первые курсы по подготовке учителей, в 1924—25
организуются Ошский и Джалал-Абадский педагогические
техникумы, в 1926 — Центральный педагогический техникум,
в 1932 — первое высшее учебное заведение — Киргизский
государственный педагогический институт. В 20-е гг.
развернулась работа по ликвидации неграмотности среди
взрослого населения. Только в годы 1-й пятилетки
ликвидировало неграмотность более 650 тыс. человек. Эта
работа в основном была завершена к 1940. С 1927/28
учебного года школы перешли с арабской на латинскую
графическую основу письменности, а с 1940 киргизская
письменность строится на основе русской графики.
Учитывая некоторые бытовые особенности местного
населения, в Киргизии создавались передвижные школы,
обслуживавшие детей животноводов, специальные школы для
девочек. Большую роль в развитии образования среди
женщин сыграли женотделы партийных органов. В 1930 ЦИК и
СНК Киргизской АССР приняли постановление «О введении
всеобщего обязательного начального обучения на
территории Киргизской АССР», которое было в основном
осуществлено к 1936. В послевоенные годы завершился
переход к всеобщему 7-летнему обучению. По переписи 1970
грамотных среди мужчин было 99,8%, среди женщин — 99,6%.
В 9-й пятилетке в Киргизии, как и во всей стране, будет
осуществлен переход к всеобщему среднему образованию. В
1971/72 учебном году функционировало около 1,8 тыс.
общеобразовательных школ, в том числе 176 вечерних
(сменных) общеобразовательных школ; общее число учащихся
достигло 799,1 тыс., в том числе около 40 тыс. в
вечерних школах. В связи с разбросанностью многих
населенных пунктов создано 37 школ-интернатов, где
обучается более 16 тыс. детей. До Октябрьской революции
в Киргизии работали 216 учителей, среди которых не было
ни одного киргиза со специальным педагогическим
образованием, в 1971/72 учебном году в школах республики
трудилось свыше 40 тыс. учителей. Воспитательная и
культурно-просветительная работа со школьниками ведётся
также в 39 дворцах и домах пионеров, имеются 54
детско-юношеские спортшколы, республиканская детская
экскурсионная станция, станции юных техников и
натуралистов.
За годы Советской власти создана широкая сеть детских дошкольных
учреждений. В 1971 число детских садов и яслей-садов
достигло 727, в них воспитывалось 83,3 тыс. детей.
Значительное развитие получило профессиональное образование. В 1971/72
учебном году в 55 профессионально-технических учебных
заведениях обучалось 29,4 тыс. учащихся, в 36 средних
специальных учебных заведениях — 41,5 тыс. учащихся. До
революции на территории Киргизии не было ни одного вуза.
В 1971/72 учебном году в 9 вузах — Киргизском
университете, с.-х. институте, политехническом
институте, институте искусств, медицинском, физической
культуры, женском педагогическом институте во Фрунзе,
педагогическом институтах в Оше и Пржевальске обучалось
49 тыс. студентов. Без отрыва от производства в 1971/72
учебном году обучалось в средних специальных учебных
заведениях 13,5 тыс. человек, в вузах 21 тыс. человек.
За годы своего существования высшие и средние
специальные учебные заведения Киргизии подготовили для
народного хозяйства свыше 132 тыс. специалистов.
До революции в Киргизии
почти не было культурно-просветительных учреждений. На 1
января 1972 функционировали 1378 массовых библиотек
(11,9 млн. экземпляров книг и журналов); крупнейшая
библиотека — Государственная библиотека Киргизской ССР
им. Н. Г. Чернышевского, музеи: во Фрунзе — Исторический
музей Киргизской ССР, Музей изобразительных искусств
Киргизской ССР, Дом-музей М. В. Фрунзе, в Оше —
областной краеведческий, в Пржевальске — мемориальный
музей Н. М. Пржевальского и краеведческий музей; 1039
клубных учреждений.
А. Э. Измайлов, К.
И. Искаков.
Художественная самодеятельность.
В 1971
насчитывалось 197 хоровых, 152 драматических, 178
танцевальных кружков, 146 художественных агитбригад, 87
оркестров народных инструментов, 23 духовых оркестра.
Работают 19 народных драматических театров: при Дворце
культуры им. В. И. Ленина во Фрунзе (с 1959), в гг.
Токмак, Джалал-Абад (с 1961), Пржевальск, Ош (с 1962),
Рыбачье (с 1971), при Ошском педагогическом институте (с
1971), а также в Алайском, Кировском (оба с 1960),
Кочкорском, Узгенском (с 1962), Таласском, Кантском (с
1963), Сокулукском (с 1964), Иссык-Кульском (с 1966),
Советском, Токтогульском (с 1969), Джумгальском (с 1971)
районах, в поселке Кош-Тегирмен (с 1961). При совхозе
«Алга» Узгенского района имеется народная филармония (с
1967). Ведущие музыкальные коллективы г. Фрунзе —
лауреаты республиканского фестиваля художественной
самодеятельности: хоровые коллективы Киргизского
женского педагогического института, с.-х. института,
танцевальный коллектив Дворца культуры им. В. И. Ленина,
вокально-инструментальные ансамбли политехнического
института, Киргизского университета. Среди лауреатов
республиканского фестиваля: хоровой коллектив и оркестр
народных инструментов Ошского городского Дома культуры,
хоровой коллектив и народный ансамбль Нарынской области,
хоровой коллектив и народный ансамбль Таласского района,
хоровой коллектив Дома культуры г. Токмак,
вокально-инструментальный ансамбль «Наристе»
Джумгальского района, ансамбль комузистов Нарынской и
Иссык-Кульской областей, ансамбль темир-комузисток
Рыбачинского городского Дома культуры. Лауреатами
республиканского фестиваля театральных коллективов
являются Таласский, Алайский, Джумгальский районные и
Рыбачинский городские народные театры.
|