XII. Наука и научные учреждения
2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Философия.
До Великой Октябрьской
социалистической революции киргизы не имели письменной
литературы, и духовная культура народа находила
выражение в устном поэтическом творчестве, а
мировоззренческие и этические проблемы — в преданиях,
наиболее ранние из которых относятся к 5 в. В 16—18 вв.
легендарные мыслители Толубай Сынчы, Асан Кайгы и Санчы
Сынчы занимались поисками всеобщей гармонии, устраняющей
«мировое зло», господство которого было связано, по их
представлениям, с нарушением всеобщего этического
норматива — взаимоуважения.
После вхождения
Киргизии в состав России во взглядах представителей
демократической (Токтогул Сатылганов, Тоголок Молдо,
Барпы Алыкулов и др.) и консервативной (Калыгул,
Арстанбек, Молдо Кылыч) идеологии выявились противоречия
киргизского общества того времени. Калыгул, Арстанбек и
Молдо Кылыч идеализировали патриархально-родовые и
феодальные отношения. В творчестве акынов-демократов
Токтогула, Тоголока Молдо и Барпы проявились
наивно-материалистическая и просветительская тенденции.
Выступая против религиозных представлений о загробном
мире, они отстаивали ценность земной жизни людей.
Идеи марксизма-ленинизма стали проникать в Киргизию в начале 20 в связи с
приобщением киргизского народа к ценностям русской и
мировой культуры, но широкое распространение
марксизма-ленинизма началось после установления
Советской власти. На киргизский язык были переведены
произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина.
Однако подготовка местных философских кадров началась
лишь после Великой Отечественной войны благодаря
развитию учебной и научной работы на философских
кафедрах вузов и образованию отдела философии и права (с
1958), а затем института философии и права АН Киргизской
ССР (1964).
Философы Киргизской ССР разрабатывают ряд актуальных проблем
исторического материализма, в том числе проблему
закономерностей построения социализма в республиках
Советского Востока, исследуют процесс ускоренного
развития от патриархально-феодальной отсталости к
социализму. Некапиталистический путь развития Киргизии
рассматривается в работах А. Алтмышбаева, М. Джунусова и
др. Ряд философов изучает категории исторического
материализма (Ю. Ю. Вейнгольд, А. Табалдиев и др.). В
работах А. Какеева, С. Джумагулова и др. разрабатывается
проблема изменения в психологии киргизского народа,
обусловленного взаимовлиянием киргизской и русской
культур. А. Чотонов, К. Исмаилов и др. изучают
формирование социалистического патриотизма и
интернационализма у ранее отсталых народов, а также
место и роль прогрессивных национальных традиций в
развитии общества. Проводится комплексное исследование
современных форм религиозности (С. Мамбеталиев, С.
Дорженов, С. Абылдаев и др.). Исследование социальных,
гносеологических и культурных факторов формирования
материалистического мировоззрения у советских людей
связано с проблемами атеистической пропаганды и
разработкой методов воспитания подрастающего поколения в
духе научного атеизма. В области истории философии
значительное внимание уделяется проблемам культурного
наследия (А. Алтмышбаев и др.). Философы Киргизской ССР
разрабатывают философские вопросы естествознания,
главным образом проблемы кибернетики и семантики (А.
Брудный, Р. Шералиева). В работах Т. Абдылдаева и др.
рассматривается проблема вида и видообразования в
философском и естественнонаучном аспектах. В области
эстетики изучается природа эстетического отношения,
художественного образа, проблемы художественной
условности и др. (работы А. Салиева, К. Молдобаева и
др.).
Б. Аманалиев.
|