Киргизская Советская Социалистическая Республика

(Кыргыз Советтик Социалистик Республикасы)

Большая  Советская Энциклопедия, изд. 3, 1969—78  г.г.

 

Главная

Пейзажи Хайдаркана

Фотоальбомы Хайдарканцев

БЛОГ

Архив школьных фотографий

Из истории Хайдаркана

Форум

Видео Aрхив

Аудио Архив
Архив сайта
Кадамжай Кадамджай Сурьмяный комбинат Ферганская долина
е-майл сайта

 

 

 

 

 

 

 

XIV. Литература.

  Устно-поэтическое творчество киргизского народа корнями своими уходит в глубокую древность, о чем свидетельствуют в первую очередь такие архаические его формы, как сохранившиеся до наших дней оригинальные космогонические мифы, пастушеские песни, плачи-кошоки и т.п. Жанры киргизского фольклора весьма разнообразны. Монументален героический эпос «Манас», первые литературные сведения о существовании которого относятся к 16 в. Известны и т. н. «малые эпосы», например «Кедейхан», «Коджоджаш», «Джаныл Мырза», «Эр-Тёштюк» и др. Как и у других тюркских народов, у киргизов развиты сказки, поговорки и пословицы, обрядовые и лирические песни, легенды, народные анекдоты.

  Конец 19 в. в истории Киргизии ознаменован таким большим социально-политическим событием, как вхождение в состав России. Под влиянием этого резко усилился процесс разложения патриархально-феодальных устоев. В Киргизии проникали идеи прогрессивной русской культуры. Киргизские акыны откликнулись на события в своих произведениях. Некоторые из них — Калыгул, Арстанбек и Молдо Кылыч (1866—1917) — идеализировали патриархальные отношения, ратовали за чистоту мусульманской религии. Подлинными выразителями народного духа были поэты-демократы — прежде всего Токтогул Сатылганов (1864—1933), обличавший хищническую сущность родовой верхушки (баев, манапов, биев). Его творчество стало звеном, связавшим дореволюционную народную поэзию с поэзией советского времени. После 1917 произведения Токтогула посвящены защите завоеваний революции («Что за женщина родила такого сына, как Ленин?», «Выше держи знамя», «Эпоха» и др.).
 


  В дореволюционных песнях («Жестокость ханов-пройдох», «Песня пастуха», «Сирота» и др.) акына-импровизатора Барпы Алыкулова (1884—1949) звучит протест против социальной несправедливости, против эксплуатации, унижения женщины-киргизки. Акын-письменник Тоголок Молдо (1860—1942) использовал в своей поэзии устные традиции, придав им новое социальное звучание. Так, в сатирической поэме «Сказание о птицах» в сказочно-аллегорических образах птиц он вывел представителей различных социальных слоев, дал яркую картину угнетения киргизской бедноты феодально-байской верхушкой. В годы Советской власти Тоголок Молдо призывал киргизский народ активно включаться в строительство новой жизни («Наставление беднякам»).

  Продолжателями лучших традиций акынской поэзии стали ученики Токтогула — Калык Акиев (1883—1953), Алымкул Усенбаев (1894—1963), Осмонкул Болеболаев (1888—1967). Они воспевали идеи революции, призывали к самоотверженному труду. На страницах первой киргизской газеты «Эркин-Тоо» («Свободные горы») выступили зачинатели письменной киргизской литературы. Стихотворение поэта Аалы Токомбаева (р. 1904) «Эпоха Октября» (1924), помещенное в первом номере газеты, положило начало развитию советской киргизской литературы. В 20-е гг. киргизская поэзия была ещё скована рамками устно-поэтических традиций. В дальнейшем, развиваясь по пути социалистического реализма, киргизская советская литература делает невиданный «рывок» по овладению новым творческим методом, новыми жанрами в области прозы и драматургии. В конце 20-х—начале 30-х гг. активизировалась работа киргизских писателей в области перевода. Усиление творческих связей с русской реалистической литературой обусловило рождение драматургии: пьеса М. Токобаева (р. 1905) «Горемычная Какей» (поставлена 1927). Первое прозаическое произведение — «Аджар» (1928) К. Баялинова (р. 1902) — изображало бесправное положение киргизской женщины до революции.
 


  30-е гг. ознаменовались развитием всех жанров литературы. Писатели стремились к углублению психологических характеристик, к освобождению от трафаретных канонов устной поэтики, к воссозданию характеров реальных и полнокровных. Плодотворно работали в эти годы Токомбаев, Дж. Боконбаев (1910—44), Дж. Турусбеков (1910—43), М. Элебаев (1905—43), А. Осмонов (1915—50), Т. Уметалиев (р. 1908), Т. Сыдыкбеков (р. 1912), К. Джантошев (1904—68), К. Маликов (р. 1911), русский писатель Н. Чекменев (1905—61), дунганский поэт Я. Шиваза (р. 1906) и др. Появились драматические произведения «Не смерть, а жизнь» (1935) Турусбекова, «Золотая девушка» (1937) Боконбаева, которые явились важными вехами в развитии киргизской драматургии. Возникла крупная реалистическая проза: романы «Кен-Суу» (1937—38), «Темир» (1939—40) Сыдыкбекова, «Каныбек» (1939—48) Джантошева и др. Поэты стремились воплотить черты новой эпохи, динамику революционных событий.
 


  Глубоким патриотизмом проникнуты сборники стихотворений периода Великой Отечественной войны 1941—45: «Вперёд!» Токомбаева, «Родная земля» Боконбаева, «Великий марш» Элебаева. Создаются пьесы о героизме советских воинов и пьесы по мотивам фольклорных произведений.

  В послевоенные годы и в начале 50-х гг. киргизская советская литература достигла серьёзных успехов в развитии всех видов и жанров. Осмонов выступил со сборниками стихов «Любовь» (1945), «Моя страна — страна песен» (1948), «Новые стихи» (1949), обогатив киргизскую поэзию новыми темами и новой техникой стиха. Уметалиев в сборнике «Мелодия родины» (1949) воспел советского человека. Плодотворно развивалось творчество Токомбаева. В поэме «Своими глазами» (1952) поэт отобразил путь киргизских крестьян к социализму. В 1962 появилась вторая редакция романа в стихах «Перед зарёй», над которым Токомбаев начал работать ещё в конце 30-х гг. и в котором показана жизнь киргизского народа накануне и в период восстания 1916, борьба народных масс за свободу.

  Интенсивно развивается проза. Выходят в свет романы «Счастье» (1947) Баялинова, «Люди наших дней» (1948) Сыдыкбекова.
 


  Рост художественного мастерства, широта тематического диапазона, дальнейшее углубление реализма характеризуют киргизскую литературу на современном этапе. Тема «народ и революция» разрабатывается в романах «Среди гор» (кн. 1—2, 1955—58) Сыдыкбекова, «Последний патрон» (1955) Н. Байтемирова (р.1916), «Фронт» (ч.1—2, 1961—66) У. Абдукаимова (1909—63), «Жить хочется» (кн. 1—2, 1960—65) М. Абдукаримова (р. 1910), в повести «Ласточка» (1961) Ш. Бейшеналиева (р. 1928) и др. Историческим событиям 19 в. посвящен роман Т. Касымбекова (р. 1931) «Сломанный меч» (в кн. 1—2, 1966—1971). В конце 50—60-х гг. появились и завоевали признание пьесы «На высокой земле» (1956) Маликова, «Судьба отца» (1961) Б. Джакиева (р. 1936), «Совесть не прощает» (1964) Т. Абдумомунова (р. 1922).

  Жизнь и духовный мир нашего современника находятся в центре внимания талантливого прозаика, лауреата Ленинской премии (1963), народного писателя Киргизской ССР (1968) Ч. Айтматова (р. 1928). Он работает преимущественно в области рассказа и небольшой повести — жанров, которые получили в киргизской литературе широкое развитие, особенно в творчестве писателей, пришедших в литературу в послевоенные годы, — Мар Байджиев (р. 1935), К. Бобулов (р. 1936), Ш. Абдыраманов (р. 1930) и др. Проза Айтматова (повести «Джамиля», 1958; «Первый учитель», 1961; «Прощай, Гульсары», 1966; «Белый пароход», 1970, и др.) ознаменовала выход киргизской литературы не только на общесоюзную, но и на мировую арену.

  В поэзии ярко раскрылся талант С. Эралиева (р. 1921). В поэме «Ак мээр» (1959), написанной по фольклорным мотивам, показана трагическая судьба киргизской девушки в дореволюционные годы. Эралиев ввёл в киргизскую поэзию белый стих (сб. «Белые запахи», 1969). Успешно работают в области детской литературы М. Джангазиев (р. 1921), Бейшеналиев, А. Айтбаева (р. 1917) и др.

  С 1926 развивается литературная критика. Начиная с этого времени, вступают один за другим в литературу критики и литературоведы: К. Рахматуллин (1903—46), О. Джакишев (р. 1909), Б. Керимджанова (р. 1920), А. Салиев (р. 1926), К. Асаналиев (р. 1928), Бобулов, Ш. Уметалиев (р. 1926), М. Борбугулов (р. 1930), Дж. Таштемиров (р. 1913) и др.
 


  В Киргизии выросли кадры профессиональных переводчиков: Абдукаимов, С. Бектурсунов (1909—1962), О. Орозбаев (р. 1919), К. Эшмамбетов и др. Благодаря им стали достоянием киргизских читателей произведения русской и зарубежной классики, книги писателей братских республик. Произведения киргизских писателей изданы в переводе на многие языки народов СССР: русский, азербайджанский, латышский, татарский, узбекский, украинский и др. Творческие связи киргизских писателей с литераторами др. республик осуществляются и в процессе совместных непосредственных встреч, особенно во время таких мероприятий, как декады, недели, дни литературы и искусства.

  В 1927 в Киргизии был создан литературный кружок «Кызыл учкун» («Красная искра»). В 1930 возникла Киргизская АПП, которая входила в систему РАПП. В 1932 состоялась 1-я конференция киргизских писателей, затем был создан ССП К. 1-й съезд советских писателей К. состоялся в 1934, 2-й — в 1954, 3-й — в 1959, 4-й — в 1966, 5-й — в 1971.
 

  Лит.:

  Керимджанова Б., Уметалиев Ш., Киргизская советская литература, Фр., 1955;

   Керимджанова Б., Киргизская советская литература за 40 лет, в кн.: Юбилейная научная сессия АН Киргизской ССР, Фр., 1958;

   Самаганов Дж., Горький и киргизская литература, Фр., 1958;

   Борбугулов М., Пути развития киргизской советской драматургии, Фр., 1958;

   Очерки истории киргизской советской литературы, Фр., 1961;

   Кыдырбаева Р., К проблеме традиционного и индивидуального в эпосе «Манас», Фр., 1967;

   Асаналиев К., Открытие человека современности, Фр., 1968;

   Бегалиев С., О поэтике эпоса «Манас», Фр., 1968;

   Бобулов К., Развитие реализма в киргизской прозе, Фр., 1969;

   Самаганов Дж., Писатели Советского Киргизстана. Биобиблиографич. справочник, Фр., 1969;

   История киргизской советской литературы, М., 1970;

   Кулбатыров Д., Орус-кыргыз адабий байланышы, Фр., 1967;

   Садыков А., Кыргыз совет адабиятындагы улуттук жана интернационалдык проблема, Фр., 1969.



  Р. З. Кыдырбаева.

 

 

<<< Назад  

Содержание

 

Далее >>>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

Яндекс.Метрика