XV. Архитектура и изобразительное искусство.
Древнейшие памятники
искусства на территории Киргизии восходят к
эпохе неолита (изображения животных в пещере
Ак-Чункур). К эпохе бронзы относятся лепная
керамика с наколотыми или штампованным
геометрическим орнаментом (на юге Киргизии, в
Чуйской, Таласской и Кетмень-Тюбинской долинах)
и часть наскальных изображений животных, сцен
пахоты и охоты (в урочище Саймалы-Таш в районе
Ферганского хребта). |
|
|
Укрепленные валами и башнями оседлые поселения с
глинобитными и сырцовыми постройками открыты на
Юге (Шурабашат, 4—1 вв. до н. э.) и
Северо-Западе (долина реки Чаткал). К концу 1-го
тысячелетия до н. э. относятся найденные на Юге
и Юго-Западе Киргизии крашенная и расписная
керамика, украшения из золота и бронзы, а также
выразительные наскальные росписи (силуэтные
изображения лошадей в Араване, сцены культовых
плясок в Саймалы-Таш). |
В северных районах Киргизии и Тянь-Шане у
кочевников саков (7—3 вв. до н. э.) и усуней (2
в. до н. э.—5 в. н. э.) бронзовые литые фигурки
яков, козлов, львов, барсов украшали жертвенные
столы, светильники, котлы (находки на берегу
озера Иссык-Куль), металлические части конского
убора. |
|
|
До
монголо-татарского завоевания на территории
Киргизии параллельно развивалась культура
оседлого и кочевого населения. |
В
5—10 вв. строились крепости и замки феодалов, города,
состоящие из цитадели, «шахри-стана» (собственно города,
обнесённого стенами) и укрепленного ремесленного
пригорода (на Юге— города Узген, Ош и др.; в долине р.
Чаткал — Кюльбесхан и др.), возникли колонии согдийцев
(в долинах рек Талас и Чу). Постройки возводились из «пахсы»
(битой глины) и сырцового кирпича, со сводчатыми
сырцовыми или плоскими деревянными перекрытиями.
Памятники архитектуры, скульптуры, живописи и
декоративно-прикладного искусства (ажурные
бронзовые золочёные бляхи с изображениями Будды
и буддийских божеств) 5—10 вв. найдены на
городище Ак-Бешим. На Тянь-Шане обнаружены
остатки ставок тюркских ханов — обнесённые
пахсовыми стенами с башнями, прямоугольные в
плане территории (почти без застройки), которые
служили укрытием кочевникам во время войны (Кошой-Курганидр.).
|
|
|
Сооружались укрепленные караван-сараи с
«гофрированными» стенами (Чалдывар на р.
Манакельды). На Краснореченском городище
(раскопан согдийский замок 4—5 вв.) найдена
огромная (свыше 12 м) статуя Будды из литой
глины, с тонко проработанной драпировкой и
многоцветной раскраской. |
В Киргизии обнаружено также много намогильных каменных
изваяний с грубо моделированными фигурами и лицами. У
оседлого населения были распространены керамическая
посуда с ангобом, скупо украшенная крупным узором
(жгуты, треугольники, зигзаги), глиняные схематические
фигурки животных и людей (находки из Сокулука), оссуарии
с резным орнаментом (иногда с изображением человека).
Встречаются и тонко моделированные скульптурные
изображения, например форма-штамп с изображением головы
«царя» (из Сокулука). У кочевников (тюркские племена)
распространены металлические пряжки, накладки на конскую
сбрую, подвески-медальоны с геометрическим или
растительным орнаментом, тонко переплетенным, включающим
изображения оленей, барсов, козлов (находки из Ак-Бешима,
Сокулука, Кочкорской долины и др.).
|
В период мусульманского государства Караханидов
(середина 10—12 вв.) строились монументальные
культовые здания: мечети, минареты (минареты 11
в. на городище Бурана и в Узгене), мавзолеи
(портально-купольные; группа из 3 мавзолеев в
Узгене, 11—12 вв.). Архитектурный декор этого
времени — узорная кладка кирпича, резьба по
ганчу и терракоте (геометрические узоры,
надписи, растительные мотивы). |
В декоративно-прикладном искусстве основное место
занимала керамика: неглазурованные сосуды со
штампованным, резным или лепным орнаментом, поливные — с
подглазурной росписью тёмно-коричневым или
оливково-зелёным по белому фону и гравировкой (ленточные
плетёнки, розетки, надписи; иногда фигурки фазана,
медведя, лягушки и пр.).
В результате монголо-татарского завоевания (1-я
четверть 13 в.) города пришли в упадок. В 13—20
вв. из монументальных построек сооружались
главным образом мавзолеи (Манаса мавзолей, 14
в.) и караван-сараи (Таш-Рабат на р. Каракоюм,
15 в.). |
|
После вхождения Киргизии в состав России
(1860—70-е гг.) стали развиваться города; были
составлены проекты планировки Пишпека (ныне г. Фрунзе),
Каракола (ныне Пржевальск), Токмака; в основу была
положена прямоугольная планировка с разбивкой на мелкие
кварталы, которые застраивались 1-этажными глинобитными
или сырцовыми домами.
|
В декоративно-прикладном искусстве этого времени
большое место занимало ковроделие: изготовлялись
войлочные ковры-«ширдаки» с различной техникой
выполнения узора (мозаичный, аппликационный и
вкатанный), ворсовые ковры и ковровые подвесные
полки для юрт. |
Вышивкой украшались настенные панно из бархата или
сукна («тушкийизы»), сумки для посуды, предметы
одежды, попоны. Плелись узорные циновки из травы
чий. Ювелирные украшения (накладки на седла и
сбрую, браслеты, кольца, серьги, фибулы,
накосники и пр.) делались из серебра и
покрывались гравированным узором, насечкой,
штамповкой, чернением. |
|
|
Для декоративно-прикладного искусства К.
характерны лаконизм орнамента, уравновешенность
композиции, чёткий ритм, яркая красочность
(красный, синий, оранжевый, коричневый и белый
цвета). В узорах преобладают крупные округлые
формы и мотив «рога барана». |
В советское время возводятся хорошо
распланированные, благоустроенные, озеленённые города и
посёлки, современные жилые дома, общественные и
промышленные сооружения. Ряд зданий 2-й половины
20-х—начала 30-х гг. выстроен в духе современной
архитектуры. С середины 30-х гг. в архитектуре
используются формы классического зодчества: колоннады,
портики, большие арочные проемы и др. С конца 30-х гг. в
архитектурном декоре широко применялся национальный
орнамент (Летний театр в парке им. И. В. Панфилова во
Фрунзе, 1940, архитектор Г. А. Градов). Некритическое
использование классического и национального наследия
приводило подчас к эклектике. С конца 40-х гг. были
разработаны генеральные планы многих городов Киргизии
(генеральный план г. Фрунзе, 1948—58, с учётом рельефа
местности, условий водоснабжения и проветривания,
предусматривающий чёткое функциональное зонирование
жилых и производственных районов). С конца 50-х гг.
строятся здания с применением сборного железобетона и
стекла (здания АН Киргизской ССР, 1960-е гг., и Театра
русской драмы им. Н. К. Крупской, 1971, во Фрунзе).
Ведётся курортное строительство (на озере Иссык-Куль
создаётся крупный курортный район). Разрабатываются
генеральные планы городов (новый генеральный план
Фрунзе, 1971, архитектор В. И. Ненароков, В. П. Шерстнёв),
совхозов и колхозных посёлков (Чек-Кимень, архитектор М.
В. Климов). Возводятся ирригационные сооружения (Ортотокойское
водохранилище с плотиной, 1963, инженер В. А. Васильев).
С начала 1960-х гг. строятся первые микрорайоны в г.
Фрунзе, а позднее в Оше и др. городах. Работают
архитекторы Е. Г. Писарской, В. Е. Нусов, Г. П.
Кутателадзе, В. В. Лызенко, Л. Г. Куцемелов и др.
В становлении изобразительного искусства советской К. большую роль сыграли
русские живописцы В. В. Образцов и С. А. Чуйков и
приехавшие сюда в 30-е гг. живописцы И. П. Гальченко, А.
И. Игнатьев, скульптор О. М. Мануилова.
В 30-е гг. начал
работать один из основателей киргизской национальной
школы живописи Г. Айтиев. В 1935 во Фрунзе открылась
художественная студия (с 1939 — Художественное училище).
Основное развитие в 30-е гг. получила живопись,
преимущественно пейзажная с элементами жанра и
портретная (Чуйков, Айтиев, С. Акылбеков и др.) В конце
30-х гг. в К. начали работать графики Л. А. Ильина, А.
Н. Михалев, А. А. Сгибнев. В годы Великой Отечественной
войны развивалась агитационная и сатирическая графика
(плакат, карикатура), создавались произведения
скульптуры и живописи, посвященные героям войны
(памятник И. В. Панфилову во Фрунзе, 1942, А. А. и О. М.
Мануйловы).
В живописи 50-х гг.
продолжали развиваться портрет и пейзаж (Айтиев, Д.
Кожахметов, Акылбеков); характерно стремление показать
человека в неразрывном единстве с окружающим пейзажем.
Возрос интерес к тематической картине, к образу нового,
свободного человека труда (Л. Ф. Деймант, Ф. М. Стукошин
и др.). В конце 50—60-х гг. творческий отряд художников
К. пополнился М. Оморкуловым, А. Усубалиевым, С.
Ишеновым, Д. Джумабаевым, А. Осмоновым, Е. Г.
Кузовкиным, З. Хабибулиным, М. Сыдыкбаевым и др. В 60-е
гг. интенсивнее, чем прежде, развивалась скульптура,
начали работать скульпторы-киргизы со специальным
образованием (Т. Садыков, А. Мухутдинов). Созданы
значительные произведения монументально-декоративного
искусства (рельефы на Мемориальном музее М. В. Фрунзе в
г. Фрунзе, 1967, художники А. Ф. Воронин, А. Н.
Каменский, С. Бакашов). В театре успешно работают
художники А. В. Арефьев, А. Молдахматов и др.
Богатые
традиции киргизского декоративно-прикладного искусства
продолжают развиваться в ковроделии, вышивке, изделиях
из кожи, в текстильной и керамической промышленности.
Архитекторов готовит Политехнический институт
(Фрунзе). В 1941 был основан Союз архитекторов
Киргизской ССР, в 1958 — Союз художников Киргизской ССР
(оргкомитет создан в 1933).
Лит.:
Лазарейко П. И., Архитектура Киргизской ССР, в кн.:
Архитектура республик Средней Азии, М., 1951;
Изобразительное искусство Киргизской ССР. [Альбом, текст
С. Б. Волосович], М., 1957;
Иванов С. В., Махова Е. И., Декоративно-прикладное
искусство киргизского народа, М., 1960;
Кожемяко П. Н., Винник Д. Ф., Археологические
исследования на территории Киргизии, «Вестник АН СССР»,
1962, № 7;
Нусов В. Е., Памятники архитектуры Киргизстана, Фр.,
1963;
Черкасова Н., Путь в сорок лет, «Творчество», 1967, № 7;
Попова О., Молодые монументалисты Киргизии,
«Творчество», 1969, № 9;
Нусов В. Е., Архитектура Киргизии с древнейших времён до
наших дней, Фр., 1971.
А. М.
Прибыткова, В. В. Курбатов, М. Н. Халаминская.
|