Киргизская Советская Социалистическая Республика

(Кыргыз Советтик Социалистик Республикасы)

Большая  Советская Энциклопедия, изд. 3, 1969—78  г.г.

 

Главная

Пейзажи Хайдаркана

Фотоальбомы Хайдарканцев

БЛОГ

Архив школьных фотографий

Из истории Хайдаркана

Форум

Видео Aрхив

Аудио Архив
Архив сайта
Кадамжай Кадамджай Сурьмяный комбинат Ферганская долина
е-майл сайта

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

XV. Архитектура и изобразительное искусство.

  Древнейшие памятники искусства на территории Киргизии восходят к эпохе неолита (изображения животных в пещере Ак-Чункур). К эпохе бронзы относятся лепная керамика с наколотыми или штампованным геометрическим орнаментом (на юге Киргизии, в Чуйской, Таласской и Кетмень-Тюбинской долинах) и часть наскальных изображений животных, сцен пахоты и охоты (в урочище Саймалы-Таш в районе Ферганского хребта).
 Укрепленные валами и башнями оседлые поселения с глинобитными и сырцовыми постройками открыты на Юге (Шурабашат, 4—1 вв. до н. э.) и Северо-Западе (долина реки Чаткал). К концу 1-го тысячелетия до н. э. относятся найденные на Юге и Юго-Западе Киргизии крашенная и расписная керамика, украшения из золота и бронзы, а также выразительные наскальные росписи (силуэтные изображения лошадей в Араване, сцены культовых плясок в Саймалы-Таш).
 В северных районах Киргизии и Тянь-Шане у кочевников саков (7—3 вв. до н. э.) и усуней (2 в. до н. э.—5 в. н. э.) бронзовые литые фигурки яков, козлов, львов, барсов украшали жертвенные столы, светильники, котлы (находки на берегу озера Иссык-Куль), металлические части конского убора.

 

 

 До монголо-татарского завоевания на территории Киргизии параллельно развивалась культура оседлого и кочевого населения.

 В 5—10 вв. строились крепости и замки феодалов, города, состоящие из цитадели, «шахри-стана» (собственно города, обнесённого стенами) и укрепленного ремесленного пригорода (на Юге— города Узген, Ош и др.; в долине р. Чаткал — Кюльбесхан и др.), возникли колонии согдийцев (в долинах рек Талас и Чу). Постройки возводились из «пахсы» (битой глины) и сырцового кирпича, со сводчатыми сырцовыми или плоскими деревянными перекрытиями.

  Памятники архитектуры, скульптуры, живописи и декоративно-прикладного искусства (ажурные бронзовые золочёные бляхи с изображениями Будды и буддийских божеств) 5—10 вв. найдены на городище Ак-Бешим. На Тянь-Шане обнаружены остатки ставок тюркских ханов — обнесённые пахсовыми стенами с башнями, прямоугольные в плане территории (почти без застройки), которые служили укрытием кочевникам во время войны (Кошой-Курганидр.).

 

 

Сооружались укрепленные караван-сараи с «гофрированными» стенами (Чалдывар на р. Манакельды). На Краснореченском городище (раскопан согдийский замок 4—5 вв.) найдена огромная (свыше 12 м) статуя Будды из литой глины, с тонко проработанной драпировкой и многоцветной раскраской.

  В Киргизии обнаружено также много намогильных каменных изваяний с грубо моделированными фигурами и лицами. У оседлого населения были распространены керамическая посуда с ангобом, скупо украшенная крупным узором (жгуты, треугольники, зигзаги), глиняные схематические фигурки животных и людей (находки из Сокулука), оссуарии с резным орнаментом (иногда с изображением человека). Встречаются и тонко моделированные скульптурные изображения, например форма-штамп с изображением головы «царя» (из Сокулука). У кочевников (тюркские племена) распространены металлические пряжки, накладки на конскую сбрую, подвески-медальоны с геометрическим или растительным орнаментом, тонко переплетенным, включающим изображения оленей, барсов, козлов (находки из Ак-Бешима, Сокулука, Кочкорской долины и др.).

 В период мусульманского государства Караханидов (середина 10—12 вв.) строились монументальные культовые здания: мечети, минареты (минареты 11 в. на городище Бурана и в Узгене), мавзолеи (портально-купольные; группа из 3 мавзолеев в Узгене, 11—12 вв.). Архитектурный декор этого времени — узорная кладка кирпича, резьба по ганчу и терракоте (геометрические узоры, надписи, растительные мотивы).

 В декоративно-прикладном искусстве основное место занимала керамика: неглазурованные сосуды со штампованным, резным или лепным орнаментом, поливные — с подглазурной росписью тёмно-коричневым или оливково-зелёным по белому фону и гравировкой (ленточные плетёнки, розетки, надписи; иногда фигурки фазана, медведя, лягушки и пр.).

 

  В результате монголо-татарского завоевания (1-я четверть 13 в.) города пришли в упадок. В 13—20 вв. из монументальных построек сооружались главным образом мавзолеи (Манаса мавзолей, 14 в.) и караван-сараи (Таш-Рабат на р. Каракоюм, 15 в.).

 После вхождения Киргизии в состав России (1860—70-е гг.) стали развиваться города; были составлены проекты планировки Пишпека (ныне г. Фрунзе), Каракола (ныне Пржевальск), Токмака; в основу была положена прямоугольная планировка с разбивкой на мелкие кварталы, которые застраивались 1-этажными глинобитными или сырцовыми домами.

 В декоративно-прикладном искусстве этого времени большое место занимало ковроделие: изготовлялись войлочные ковры-«ширдаки» с различной техникой выполнения узора (мозаичный, аппликационный и вкатанный), ворсовые ковры и ковровые подвесные полки для юрт.
 Вышивкой украшались настенные панно из бархата или сукна («тушкийизы»), сумки для посуды, предметы одежды, попоны. Плелись узорные циновки из травы чий. Ювелирные украшения (накладки на седла и сбрую, браслеты, кольца, серьги, фибулы, накосники и пр.) делались из серебра и покрывались гравированным узором, насечкой, штамповкой, чернением.
 Для декоративно-прикладного искусства К. характерны лаконизм орнамента, уравновешенность композиции, чёткий ритм, яркая красочность (красный, синий, оранжевый, коричневый и белый цвета). В узорах преобладают крупные округлые формы и мотив «рога барана».

  В советское время возводятся хорошо распланированные, благоустроенные, озеленённые города и посёлки, современные жилые дома, общественные и промышленные сооружения. Ряд зданий 2-й половины 20-х—начала 30-х гг. выстроен в духе современной архитектуры. С середины 30-х гг. в архитектуре используются формы классического зодчества: колоннады, портики, большие арочные проемы и др. С конца 30-х гг. в архитектурном декоре широко применялся национальный орнамент (Летний театр в парке им. И. В. Панфилова во Фрунзе, 1940, архитектор Г. А. Градов). Некритическое использование классического и национального наследия приводило подчас к эклектике. С конца 40-х гг. были разработаны генеральные планы многих городов Киргизии (генеральный план г. Фрунзе, 1948—58, с учётом рельефа местности, условий водоснабжения и проветривания, предусматривающий чёткое функциональное зонирование жилых и производственных районов). С конца 50-х гг. строятся здания с применением сборного железобетона и стекла (здания АН Киргизской ССР, 1960-е гг., и Театра русской драмы им. Н. К. Крупской, 1971, во Фрунзе). Ведётся курортное строительство (на озере Иссык-Куль создаётся крупный курортный район). Разрабатываются генеральные планы городов (новый генеральный план Фрунзе, 1971, архитектор В. И. Ненароков, В. П. Шерстнёв), совхозов и колхозных посёлков (Чек-Кимень, архитектор М. В. Климов). Возводятся ирригационные сооружения (Ортотокойское водохранилище с плотиной, 1963, инженер В. А. Васильев). С начала 1960-х гг. строятся первые микрорайоны в г. Фрунзе, а позднее в Оше и др. городах. Работают архитекторы Е. Г. Писарской, В. Е. Нусов, Г. П. Кутателадзе, В. В. Лызенко, Л. Г. Куцемелов и др.


 В становлении изобразительного искусства советской К. большую роль сыграли русские живописцы В. В. Образцов и С. А. Чуйков и приехавшие сюда в 30-е гг. живописцы И. П. Гальченко, А. И. Игнатьев, скульптор О. М. Мануилова.

  В 30-е гг. начал работать один из основателей киргизской национальной школы живописи Г. Айтиев. В 1935 во Фрунзе открылась художественная студия (с 1939 — Художественное училище). Основное развитие в 30-е гг. получила живопись, преимущественно пейзажная с элементами жанра и портретная (Чуйков, Айтиев, С. Акылбеков и др.) В конце 30-х гг. в К. начали работать графики Л. А. Ильина, А. Н. Михалев, А. А. Сгибнев. В годы Великой Отечественной войны развивалась агитационная и сатирическая графика (плакат, карикатура), создавались произведения скульптуры и живописи, посвященные героям войны (памятник И. В. Панфилову во Фрунзе, 1942, А. А. и О. М. Мануйловы).

 

  В живописи 50-х гг. продолжали развиваться портрет и пейзаж (Айтиев, Д. Кожахметов, Акылбеков); характерно стремление показать человека в неразрывном единстве с окружающим пейзажем. Возрос интерес к тематической картине, к образу нового, свободного человека труда (Л. Ф. Деймант, Ф. М. Стукошин и др.). В конце 50—60-х гг. творческий отряд художников К. пополнился М. Оморкуловым, А. Усубалиевым, С. Ишеновым, Д. Джумабаевым, А. Осмоновым, Е. Г. Кузовкиным, З. Хабибулиным, М. Сыдыкбаевым и др. В 60-е гг. интенсивнее, чем прежде, развивалась скульптура, начали работать скульпторы-киргизы со специальным образованием (Т. Садыков, А. Мухутдинов). Созданы значительные произведения монументально-декоративного искусства (рельефы на Мемориальном музее М. В. Фрунзе в г. Фрунзе, 1967, художники А. Ф. Воронин, А. Н. Каменский, С. Бакашов). В театре успешно работают художники А. В. Арефьев, А. Молдахматов и др.

 Богатые традиции киргизского декоративно-прикладного искусства продолжают развиваться в ковроделии, вышивке, изделиях из кожи, в текстильной и керамической промышленности.

 

 

  Архитекторов готовит Политехнический институт (Фрунзе). В 1941 был основан Союз архитекторов Киргизской ССР, в 1958 — Союз художников Киргизской ССР (оргкомитет создан в 1933).


  Лит.:

  Лазарейко П. И., Архитектура Киргизской ССР, в кн.: Архитектура республик Средней Азии, М., 1951;

  Изобразительное искусство Киргизской ССР. [Альбом, текст С. Б. Волосович], М., 1957;

  Иванов С. В., Махова Е. И., Декоративно-прикладное искусство киргизского народа, М., 1960;

  Кожемяко П. Н., Винник Д. Ф., Археологические исследования на территории Киргизии, «Вестник АН СССР», 1962, № 7;

  Нусов В. Е., Памятники архитектуры Киргизстана, Фр., 1963;

  Черкасова Н., Путь в сорок лет, «Творчество», 1967, № 7;

  Попова О., Молодые монументалисты Киргизии, «Творчество», 1969, № 9;

  Нусов В. Е., Архитектура Киргизии с древнейших времён до наших дней, Фр., 1971.



  А. М. Прибыткова, В. В. Курбатов, М. Н. Халаминская.

 

 

<<< Назад  

Содержание

 

Далее >>>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

______________________________________________________________________

Яндекс.Метрика