XVII. Танец. Балет
Наличие у киргизов в далеком прошлом элементов народного
танца подтверждают музыкальные наигрыши и напевы,
обладающие характерной для танца ритмической
стройностью. Симметрия линий национального орнамента,
близкого к пластике танца, упоминание о танцах в эпосе «Манас»,
многочисленные словарные обозначения (бий — танец, бий
ле е — танцевать, бийчи — танцовщик, эл бийлери —
народные танцы) — свидетельства существования танца в
прошлом. Развитию искусства танца мешал кочевой образ
жизни народа. К тому же танец считался занятием
недостойным. Однако, несмотря на сложность исторического
развития, танцевальная культура исподволь хранилась в
народе, она связана с обрядами, играми, пантомимой,
обладавшими ритмической организованностью. В них
отразились трудовые процессы, условия жизни и быта
народа. В танцах, созданных в советское время,
проявляются врождённая грация и энергичный темперамент
киргизов. Женский танец — плавный, для него характерны
гибкость движений, гордая осанка; мужской танец
отличается лихостью, свойственной джигитам. Эти
особенности мужских и женских партий находят проявление
как в коллективных, так и сольных танцах. Танцевальный
рисунок и парных, и женских танцев пластичен, мягок.
Наиболее популярный народный танец «Кийиз», передающий
процесс изготовления национального ковра, впервые был
показан в музыкальной драме «Алтын кыз» В. А. Власова и
В. Г. Фере (1937) в постановке Н. С. Холфина. Известны
также «Танец на пастбище» (1939), «Бешыргай» (1952),
«Танец джигитов» (1954), «Сбор мака» (1955), «Комузчу»
(1958), «Акбилек» (1966) и др. В 1938 при филармонии
создан первый танцевальный ансамбль, в 1957 —
профессиональный коллектив; в 1966 вновь организован
ансамбль народного танца (художественный руководитель
заслуженный деятель искусств Киргизской ССР Н. Тугелов,
балетмейстер заслуженный деятель искусств Киргизской ССР
С. Кабеков).
|
Профессиональное балетное искусство получило
развитие с созданием национального музыкального
театра. В первых спектаклях музыкального театра
«Алтын кыз» Власова и Фере (1937), «Аджал ордуна»
Власова, А. Малдыбаева и Фере (1938) имелись
танцевальные сцены, в которых участвовала
балетная группа, сформированная в 1937 Холфиным. |
В
1934, 1936, 1937 на учёбу в Ленинградское
хореографическое училище были отправлены одарённые дети.
В 1938 при театре уже была своя труппа из 70
танцовщиков, воспитанников самодеятельных коллективов. В
1939 эта труппа исполняла танцевальные сцены в опере «Айчурек»
Власова, Малдыбаева и Фере. Рождению национального
киргизского балета предшествовало освоение классики
(«Соперницы» П. Гертеля, 1939, «Коппелия» Л. Делиба,
1940). В 1940 поставлен первый национальный
лирико-романтический балет «Анар» Власова и Фере,
который имел три редакции (2-я — 1950, 3-я — 1957), в
1943 — одноактный балет «Селькинчек» Власова и Фере и в
1944 — наиболее значительный балет-сказка «Чолпон» М. Р.
Раухвергера, имевший также три редакции (2-я — 1953, 3-я
— 1958). В 1958 оба балета были показаны в Москве на
декаде киргизского искусства и литературы. Теме борьбы
за утверждение Советской власти в К. посвящен балет
«Весна в Ала-Тоо» Власова и Фере (1955); эпизоды из
жизни популярного народного комика Куйручука — тема
одноименного балета К. Молдобасанова и Г. Г. Окунева
(1960); проблемы морали и долга советского человека
лежат в основе балета «Асель» Власова (1967), созданного
по мотивам повести Ч. Айтматова «Тополёк мой в красной
косынке»; памяти Героя Советского Союза Ч. Тулебердиева
посвящен балет «Бессмертие» Ч. Нурымова (1972). В
репертуаре киргизского балетного театра многочисленные
постановки советской, русской и зарубежной классики —
балеты П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, А. Адана, Б.
В. Асафьева, Р. М. Глиэра, С. С. Прокофьева, Д. Д.
Шостаковича, Л. Минкуса и др.
В числе ведущих
артистов балета (1971): народная артистка СССР Б.
Бейшеналиева, народные артисты Киргизской ССР У.
Сарбагишев, Р. Чокоева, заслуженные артисты Киргизской
ССР Б. Алимбаев, С. Джокобаева, Б. В. Суслов, А.
Токомбаева и др.; балетмейстеров: заслуженные деятели
искусств Киргизской ССР Н. Тугелов, Э. Мадемилова,
народный артист Киргизской ССР У. Сарбагишев и др.
С 1943 в К. работает
Государственное музыкально-хореографическое училище им.
М. Куренкеева.
Лит.:
Холфин Н. С., Танец, в
кн.: Искусство Советской Киргизии, М.—Л., 1939;
Киргизские танцы, Фр., в. 1—3, 1959—66;
Брудный Д., Киргизский балетный театр, [Фр., 1968];
Абакиров А., Комаров А., Симфония гор, Фр., 1969:
История киргизского искусства. Краткий очерк, Фр., 1971;
Уразгельдиев Р. Х., Бибисара Бейшеналиева, Фр., 1972.
Д. Л.
Брудный.
|