Киргизская Советская Социалистическая Республика

(Кыргыз Советтик Социалистик Республикасы)

Большая  Советская Энциклопедия, изд. 3, 1969—78  г.г.

 

Главная

Пейзажи Хайдаркана

Фотоальбомы Хайдарканцев

БЛОГ

Архив школьных фотографий

Из истории Хайдаркана

Форум

Видео Aрхив

Аудио Архив
Архив сайта
Кадамжай Кадамджай Сурьмяный комбинат Ферганская долина
е-майл сайта

 

Реклама:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XVII. Танец. Балет

   Наличие у киргизов в далеком прошлом элементов народного танца подтверждают музыкальные наигрыши и напевы, обладающие характерной для танца ритмической стройностью. Симметрия линий национального орнамента, близкого к пластике танца, упоминание о танцах в эпосе «Манас», многочисленные словарные обозначения (бий — танец, бий ле е — танцевать, бийчи — танцовщик, эл бийлери — народные танцы) — свидетельства существования танца в прошлом. Развитию искусства танца мешал кочевой образ жизни народа. К тому же танец считался занятием недостойным. Однако, несмотря на сложность исторического развития, танцевальная культура исподволь хранилась в народе, она связана с обрядами, играми, пантомимой, обладавшими ритмической организованностью. В них отразились трудовые процессы, условия жизни и быта народа. В танцах, созданных в советское время, проявляются врождённая грация и энергичный темперамент киргизов. Женский танец — плавный, для него характерны гибкость движений, гордая осанка; мужской танец отличается лихостью, свойственной джигитам. Эти особенности мужских и женских партий находят проявление как в коллективных, так и сольных танцах. Танцевальный рисунок и парных, и женских танцев пластичен, мягок. Наиболее популярный народный танец «Кийиз», передающий процесс изготовления национального ковра, впервые был показан в музыкальной драме «Алтын кыз» В. А. Власова и В. Г. Фере (1937) в постановке Н. С. Холфина. Известны также «Танец на пастбище» (1939), «Бешыргай» (1952), «Танец джигитов» (1954), «Сбор мака» (1955), «Комузчу» (1958), «Акбилек» (1966) и др. В 1938 при филармонии создан первый танцевальный ансамбль, в 1957 — профессиональный коллектив; в 1966 вновь организован ансамбль народного танца (художественный руководитель заслуженный деятель искусств Киргизской ССР Н. Тугелов, балетмейстер заслуженный деятель искусств Киргизской ССР С. Кабеков).
 

 

  Профессиональное балетное искусство получило развитие с созданием национального музыкального театра. В первых спектаклях музыкального театра «Алтын кыз» Власова и Фере (1937), «Аджал ордуна» Власова, А. Малдыбаева и Фере (1938) имелись танцевальные сцены, в которых участвовала балетная группа, сформированная в 1937 Холфиным.

 В 1934, 1936, 1937 на учёбу в Ленинградское хореографическое училище были отправлены одарённые дети. В 1938 при театре уже была своя труппа из 70 танцовщиков, воспитанников самодеятельных коллективов. В 1939 эта труппа исполняла танцевальные сцены в опере «Айчурек» Власова, Малдыбаева и Фере. Рождению национального киргизского балета предшествовало освоение классики («Соперницы» П. Гертеля, 1939, «Коппелия» Л. Делиба, 1940). В 1940 поставлен первый национальный лирико-романтический балет «Анар» Власова и Фере, который имел три редакции (2-я — 1950, 3-я — 1957), в 1943 — одноактный балет «Селькинчек» Власова и Фере и в 1944 — наиболее значительный балет-сказка «Чолпон» М. Р. Раухвергера, имевший также три редакции (2-я — 1953, 3-я — 1958). В 1958 оба балета были показаны в Москве на декаде киргизского искусства и литературы. Теме борьбы за утверждение Советской власти в К. посвящен балет «Весна в Ала-Тоо» Власова и Фере (1955); эпизоды из жизни популярного народного комика Куйручука — тема одноименного балета К. Молдобасанова и Г. Г. Окунева (1960); проблемы морали и долга советского человека лежат в основе балета «Асель» Власова (1967), созданного по мотивам повести Ч. Айтматова «Тополёк мой в красной косынке»; памяти Героя Советского Союза Ч. Тулебердиева посвящен балет «Бессмертие» Ч. Нурымова (1972). В репертуаре киргизского балетного театра многочисленные постановки советской, русской и зарубежной классики — балеты П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, А. Адана, Б. В. Асафьева, Р. М. Глиэра, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Л. Минкуса и др.
 


  В числе ведущих артистов балета (1971): народная артистка СССР Б. Бейшеналиева, народные артисты Киргизской ССР У. Сарбагишев, Р. Чокоева, заслуженные артисты Киргизской ССР Б. Алимбаев, С. Джокобаева, Б. В. Суслов, А. Токомбаева и др.; балетмейстеров: заслуженные деятели искусств Киргизской ССР Н. Тугелов, Э. Мадемилова, народный артист Киргизской ССР У. Сарбагишев и др.

  С 1943 в К. работает Государственное музыкально-хореографическое училище им. М. Куренкеева.
 


  Лит.:

  Холфин Н. С., Танец, в кн.: Искусство Советской Киргизии, М.—Л., 1939;

  Киргизские танцы, Фр., в. 1—3, 1959—66;

  Брудный Д., Киргизский балетный театр, [Фр., 1968];

  Абакиров А., Комаров А., Симфония гор, Фр., 1969:

  История киргизского искусства. Краткий очерк, Фр., 1971;

  Уразгельдиев Р. Х., Бибисара Бейшеналиева, Фр., 1972.



   Д. Л. Брудный.

 

 

<<< Назад  

Содержание

 

Далее >>>

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

Яндекс.Метрика