V. Исторический очерк.
Первобытнообщинный и рабовладельческий строй на территории Киргизии (до 6 в. н. э.).
Археологические памятники, обнаруженные в Киргизии,
свидетельствуют, что человек начал осваивать эту
территорию около 300 тыс. лет назад, в раннем каменном
веке (См. Каменный век)(нижнем палеолите). Орудия
нижнепалеолитического времени найдены в Центральном
Тянь-Шане (долина р. Он-Арча), на Иссык-Куле (Боз-Бармак)
и в Ферганской долине (ущелье р. Ходжа-Бакиргансай).
Средний палеолит — Мустьерская культура — представлен
рядом стоянок, местонахождений каменных орудий и
каменоломнями (Ходжа-Гор, Капчигай — на Ю., Тосор,
Георгиевский бугор — на С. и др.). Эпоха верхнего
палеолита (35—10 тыс. лет назад) представлена в К.
небольшим числом археологических находок, в том числе в
Капчигае. Памятниками Неолита являются стоянки, открытые
у гг. Фрунзе, Токмак, на Иссык-Куле у с. Чолпон-Ата, в
Алайской долине в местностях Чак и Кара-Шиве. Известны 2
пещеры со следами обитания человека неолитических
времен: Теке-Серик у г. Нарын и Ак-Чункур на реке
Сарыджаз. В последней сохранились наскальные изображения
животных, исполненные красной краской. Племена,
населявшие К. в неолитическую эпоху, освоили более
совершенную технику обработки камня (отжимная техника,
шлифовка, сверление), пользовались луком и стрелами,
начали изготовлять глиняную посуду. К этому времени (5—3
тысячелетие до н. э.) относится возникновение
скотоводства и земледелия и, по-видимому, переход от
материнского к отцовскому роду. В конце 3-го и начале
2-го тысячелетия до н. э. распространяются сначала
медные, а затем бронзовые орудия.
Археологические материалы свидетельствуют, что в эпоху
бронзы (середина 2-го—начало 1-го тысячелетия до н. э.)
на территории Киргизии существовали две различные группы
населения: земледельческая (представлена
археологическими памятниками — поселения Боз-Тепе,
Чимбай и Кара-Кочкор) и скотоводческая так называемой
андроновской культуры (См. Андроновская
культура)(могильники и поселения на реках Чу, Талас,
Нарын, на озере Иссык-Куль, в Центральном Тянь-Шане). В
7—6 вв. до н. э. в хозяйстве и общественном строе
населения происходили коренные изменения:
распространялись орудия труда и оружие, изготовленные из
железа, кочевое скотоводство стало преобладающей формой
хозяйственной деятельности, усиливалось имущественное
расслоение. Возникали классовые отношения. У кочевников
появились племенные союзы, в земледельческих районах —
рабовладельческие государства. В Северной К.
существовали союзы племён: сакский (7—3 вв. до н. э.), а
затем сменивший его усуньский (2 в. до н. э.—5 в. н. э.,
см. Усуни). Южные районы входили во 2—1 вв. до н. э. в
государство Паркан, а затем в 1—4 вв. н. э. в Кушанское
царство.
Зарождение и развитие
феодальных отношений в К. (6—18 вв.).
К 4—5 вв. в
земледельческих районах юга Киргизии стала применяться
водоподъемная техника, углублялись и расширялись
ирригационные каналы, появились водяные мельницы, начали
высеваться новые с.-х. культуры (хлопчатник) и пр.
Изменения в экономической жизни и общественных
отношениях вызвали смену рабовладельческих государств
земледельческой полосы феодальными государственными
объединениями; у кочевых племён также возникали
раннефеодальные государства. В 5 в. в Северной Киргизии
начался переход кочевников к оседлому земледельческому
образу жизни. В 6—7 вв. К. являлась центром
Западно-Тюркского каганата,
столица которого г. Суяб находилась в Чуйской долине (в
районе г. Токмак). В развитии оседлой жизни Северной Киргизии
известную роль сыграли переселенцы из других
земледельческих среднеазиатских областей. Образование
городов, общественное разделение труда привели к ярко
выраженной социальной и классовой дифференциации, что в
свою очередь, влекло усиление феодальной эксплуатации и
постепенное закабаление свободного населения и вызывало
обострение классовой борьбы. Рост производительных сил
классового общества способствовал развитию культуры в
различных её проявлениях. В 6—8 вв. кочевые тюркские
племена пользовались так называемой Орхоно-енисейской
письменностью, среди оседлого населения была
распространена согдийская письменность. Население
исповедовало шаманизм, зороастризм, буддизм и
христианство. В начале 8 в. политическая власть в Киргизии
перешла к знати тюргешей. В середине 8 в. с Алтая на
Тянь-Шань переселились и захватили там власть племена
карлуков. Господство карлуков продолжалось до середины
10 в. К 10 в. относятся первые свидетельства письменных
источников о проживании на Тянь-Шане киргизских племён.
В это время увеличилось число городов и оседлых
поселений в Чуйской и Таласской долинах. Возникли они и
по берегам озера Иссык-Куль. Их жители — ремесленники и
торговцы, связанные с другими областями Средней Азии,
снабжали кочевников хлопчатобумажными тканями, изделиями
из кожи, дерева, керамики, металлов, зерном, сушеными
фруктами и др. Кочевники доставляли в города продукты
скотоводства. Через центр Карлукских владений — Чуйскую
долину, проходил древний караванный путь из районов
Дальнего Востока в Среднюю Азию, Восточную Европу и на
Ближний Восток. С середины 10 в. примерно до середины 12
в. на территории К. размещался основной удел Караханидов
государства. В Чуйской
долине находилась столица государства — г. Баласагун (ныне
— городище Бурана). В этот период в Киргизии феодальные
отношения достигли значительного развития. С 11 в. на
территории Средней Азии, и, в частности, в Киргизии,
распространилось условное пожалование земельного надела,
т. н. Икта, ставшая господствующей формой получения
доходов с земли. Наряду с иктой имелось и частное
землевладение. Многообразию форм земельной собственности
соответствовало и разнообразие видов эксплуатации
зависимого сельского и городского населения. В 10—12 вв.
производительные силы достигали высокого по тому времени
уровня развития. Таласская долина являлась крупным
центром добычи серебра и других металлов. Во многих
городах были развиты ремесло, торговля и культура (Баласагун,
Узген и др.).
О мастерстве городских умельцев и развитии культуры
свидетельствуют сохранившиеся архитектурные памятники, а также
литературные памятники на тюркском языке, дидактическая
поэма «Кутадгу билиг» Юсуфа Баласагуни и др. Феодальная
верхушка приняла ислам, который был объявлен
государственной религией. В 11—12 вв. значительного
развития достигли процессы культурно-экономического
сближения различных племён и групп, населявших Киргизию.
Назревали условия для складывания народности. Но
начавшееся в 1-й четверти 13 в. монголо-татарское
нашествие надолго затормозило этот процесс и привело к
запустению и исчезновению (к началу 14 в.) многих
городов и крупных поселений, к упадку
оседло-земледельческого хозяйства. В Северной Киргизии с этих
пор полукочевое скотоводство утвердилось как
господствующая отрасль хозяйства.
Завоевание монголами Средней Азии сопровождалось
переселением сюда большого числа кочевых племён. Часть
Тянь-Шаня с Восточным Туркестаном вошла в состав улуса
Джагатая. Скотоводческие племена на
Тянь-Шане и в Восточном Туркестане составляли особый
улус монголов (монголами называли себя кочевники
Семиречья и Кашгара). В Монголистане не было прочной
государственно-политической консолидации; на его
территории существовало несколько самостоятельных
феодальных владений. Во 2-й половине 15 в. на территории
Северной Киргизии в результате объединения киргизских племён
впервые сложилось самостоятельное ханство, включавшее
основной состав сформировавшейся киргизской народности.
Его образование сопровождалось ликвидацией господства
монгольских феодалов. Всю 1-ю половину 16 в. киргизы
вели упорную борьбу против нашествий ойратов. Участие
киргизов в государственно-политической жизни Восточного
Туркестана в 17—начале 18 вв. нарастало.
|