Киргизская Советская Социалистическая Республика

(Кыргыз Советтик Социалистик Республикасы)

Большая  Советская Энциклопедия, изд. 3, 1969—78  г.г.

 

Главная

Пейзажи Хайдаркана

Фотоальбомы Хайдарканцев

БЛОГ

Архив школьных фотографий

Из истории Хайдаркана

Форум

Видео Aрхив

Аудио Архив
Архив сайта
Кадамжай Кадамджай Сурьмяный комбинат Ферганская долина
е-майл сайта

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Исторический очерк.

    Первобытнообщинный и рабовладельческий строй на территории Киргизии (до 6 в. н. э.).

  Археологические памятники, обнаруженные в Киргизии, свидетельствуют, что человек начал осваивать эту территорию около 300 тыс. лет назад, в раннем каменном веке (См. Каменный век)(нижнем палеолите). Орудия нижнепалеолитического времени найдены в Центральном Тянь-Шане (долина р. Он-Арча), на Иссык-Куле (Боз-Бармак) и в Ферганской долине (ущелье р. Ходжа-Бакиргансай). Средний палеолит — Мустьерская культура — представлен рядом стоянок, местонахождений каменных орудий и каменоломнями (Ходжа-Гор, Капчигай — на Ю., Тосор, Георгиевский бугор — на С. и др.). Эпоха верхнего палеолита (35—10 тыс. лет назад) представлена в К. небольшим числом археологических находок, в том числе в Капчигае. Памятниками Неолита являются стоянки, открытые у гг. Фрунзе, Токмак, на Иссык-Куле у с. Чолпон-Ата, в Алайской долине в местностях Чак и Кара-Шиве. Известны 2 пещеры со следами обитания человека неолитических времен: Теке-Серик у г. Нарын и Ак-Чункур на реке Сарыджаз. В последней сохранились наскальные изображения животных, исполненные красной краской. Племена, населявшие К. в неолитическую эпоху, освоили более совершенную технику обработки камня (отжимная техника, шлифовка, сверление), пользовались луком и стрелами, начали изготовлять глиняную посуду. К этому времени (5—3 тысячелетие до н. э.) относится возникновение скотоводства и земледелия и, по-видимому, переход от материнского к отцовскому роду. В конце 3-го и начале 2-го тысячелетия до н. э. распространяются сначала медные, а затем бронзовые орудия.

   Археологические материалы свидетельствуют, что в эпоху бронзы (середина 2-го—начало 1-го тысячелетия до н. э.) на территории Киргизии существовали две различные группы населения: земледельческая (представлена археологическими памятниками — поселения Боз-Тепе, Чимбай и Кара-Кочкор) и скотоводческая так называемой андроновской культуры (См. Андроновская культура)(могильники и поселения на реках Чу, Талас, Нарын, на озере Иссык-Куль, в Центральном Тянь-Шане). В 7—6 вв. до н. э. в хозяйстве и общественном строе населения происходили коренные изменения: распространялись орудия труда и оружие, изготовленные из железа, кочевое скотоводство стало преобладающей формой хозяйственной деятельности, усиливалось имущественное расслоение. Возникали классовые отношения. У кочевников появились племенные союзы, в земледельческих районах — рабовладельческие государства. В Северной К. существовали союзы племён: сакский (7—3 вв. до н. э.), а затем сменивший его усуньский (2 в. до н. э.—5 в. н. э., см. Усуни). Южные районы входили во 2—1 вв. до н. э. в государство Паркан, а затем в 1—4 вв. н. э. в Кушанское царство.

 

 

  Зарождение и развитие феодальных отношений в К. (6—18 вв.).

  К 4—5 вв. в земледельческих районах юга Киргизии стала применяться водоподъемная техника, углублялись и расширялись ирригационные каналы, появились водяные мельницы, начали высеваться новые с.-х. культуры (хлопчатник) и пр. Изменения в экономической жизни и общественных отношениях вызвали смену рабовладельческих государств земледельческой полосы феодальными государственными объединениями; у кочевых племён также возникали раннефеодальные государства. В 5 в. в Северной Киргизии начался переход кочевников к оседлому земледельческому образу жизни. В 6—7 вв. К. являлась центром Западно-Тюркского каганата, столица которого г. Суяб находилась в Чуйской долине (в районе г. Токмак). В развитии оседлой жизни Северной Киргизии известную роль сыграли переселенцы из других земледельческих среднеазиатских областей. Образование городов, общественное разделение труда привели к ярко выраженной социальной и классовой дифференциации, что в свою очередь, влекло усиление феодальной эксплуатации и постепенное закабаление свободного населения и вызывало обострение классовой борьбы. Рост производительных сил классового общества способствовал развитию культуры в различных её проявлениях. В 6—8 вв. кочевые тюркские племена пользовались так называемой Орхоно-енисейской письменностью, среди оседлого населения была распространена согдийская письменность. Население исповедовало шаманизм, зороастризм, буддизм и христианство. В начале 8 в. политическая власть в Киргизии перешла к знати тюргешей. В середине 8 в. с Алтая на Тянь-Шань переселились и захватили там власть племена карлуков. Господство карлуков продолжалось до середины 10 в. К 10 в. относятся первые свидетельства письменных источников о проживании на Тянь-Шане киргизских племён. В это время увеличилось число городов и оседлых поселений в Чуйской и Таласской долинах. Возникли они и по берегам озера Иссык-Куль. Их жители — ремесленники и торговцы, связанные с другими областями Средней Азии, снабжали кочевников хлопчатобумажными тканями, изделиями из кожи, дерева, керамики, металлов, зерном, сушеными фруктами и др. Кочевники доставляли в города продукты скотоводства. Через центр Карлукских владений — Чуйскую долину, проходил древний караванный путь из районов Дальнего Востока в Среднюю Азию, Восточную Европу и на Ближний Восток. С середины 10 в. примерно до середины 12 в. на территории К. размещался основной удел Караханидов государства. В Чуйской долине находилась столица государства — г. Баласагун (ныне — городище Бурана). В этот период в Киргизии феодальные отношения достигли значительного развития. С 11 в. на территории Средней Азии, и, в частности, в Киргизии, распространилось условное пожалование земельного надела, т. н. Икта, ставшая господствующей формой получения доходов с земли. Наряду с иктой имелось и частное землевладение. Многообразию форм земельной собственности соответствовало и разнообразие видов эксплуатации зависимого сельского и городского населения. В 10—12 вв. производительные силы достигали высокого по тому времени уровня развития. Таласская долина являлась крупным центром добычи серебра и других металлов. Во многих городах были развиты ремесло, торговля и культура (Баласагун, Узген и др.).

  О мастерстве городских умельцев и развитии культуры свидетельствуют сохранившиеся архитектурные памятники, а также литературные памятники на тюркском языке, дидактическая поэма «Кутадгу билиг» Юсуфа Баласагуни и др. Феодальная верхушка приняла ислам, который был объявлен государственной религией. В 11—12 вв. значительного развития достигли процессы культурно-экономического сближения различных племён и групп, населявших Киргизию. Назревали условия для складывания народности. Но начавшееся в 1-й четверти 13 в. монголо-татарское нашествие надолго затормозило этот процесс и привело к запустению и исчезновению (к началу 14 в.) многих городов и крупных поселений, к упадку оседло-земледельческого хозяйства. В Северной Киргизии с этих пор полукочевое скотоводство утвердилось как господствующая отрасль хозяйства.

  Завоевание монголами Средней Азии сопровождалось переселением сюда большого числа кочевых племён. Часть Тянь-Шаня с Восточным Туркестаном вошла в состав улуса Джагатая. Скотоводческие племена на Тянь-Шане и в Восточном Туркестане составляли особый улус монголов (монголами называли себя кочевники Семиречья и Кашгара). В Монголистане не было прочной государственно-политической консолидации; на его территории существовало несколько самостоятельных феодальных владений. Во 2-й половине 15 в. на территории Северной Киргизии в результате объединения киргизских племён впервые сложилось самостоятельное ханство, включавшее основной состав сформировавшейся киргизской народности. Его образование сопровождалось ликвидацией господства монгольских феодалов. Всю 1-ю половину 16 в. киргизы вели упорную борьбу против нашествий ойратов. Участие киргизов в государственно-политической жизни Восточного Туркестана в 17—начале 18 вв. нарастало.

 

<<< Назад  

Содержание

 

Далее >>>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

______________________________________________________________________

Яндекс.Метрика