Киргизская Советская Социалистическая Республика

(Кыргыз Советтик Социалистик Республикасы)

Большая  Советская Энциклопедия, изд. 3, 1969—78  г.г.

 

Главная

Пейзажи Хайдаркана

Фотоальбомы Хайдарканцев

БЛОГ

Архив школьных фотографий

Из истории Хайдаркана

Форум

Видео Aрхив

Аудио Архив
Архив сайта
Кадамжай Кадамджай Сурьмяный комбинат Ферганская долина
е-майл сайта

 

Реклама:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IX. Народное хозяйство

  Транспорт.

 Основной вид транспорта внутри республики — автомобильный; им перевозится большая часть грузов (грузооборот 3153,3 млн. ткм в 1971, в 40 раз больше, чем в 1940). Общая протяжённость автомобильных дорог 19,6 тыс. км (1971), из них с твёрдым покрытием 11,8 тыс. км (против 1,2 тыс. км в 1940).

  На каждые 1000 км2 приходится 59,4 км дорог. Важнейшие тракты: Фрунзе — Нарын — Торугарт, Рыбачье — Пржевальск, Ош — Хорог. Велико значение дороги Фрунзе — Ош, законченной в 1965 (592 км); она открыла кратчайший доступ к полезным ископаемым Центральной К., пастбищам Сусамыра и району строительства Токтогульской ГЭС.

  Общая длина железных дорог 371 км (1971). По территории К. проходят ветки от основных железнодорожных магистралей Средней Азии: Луговая — Фрунзе — Рыбачье, а также от Ферганского кольца к некоторым городам и посёлкам Юго-Западной К. На долю железнодорожного транспорта приходится почти весь межреспубликанский грузооборот. В 1971 отправлено 6,6 млн. т грузов, прибыло 13,4 млн. т. На озере Иссык-Куль регулярное судоходство. Важный вид сообщения в межреспубликанских перевозках (особенно пассажиров) — воздушный транспорт. Воздушные линии соединяют г. Фрунзе с Москвой, Ленинградом, Свердловском, Новосибирском, Сочи, Киевом, городами Средней Азии и Казахстана.

  Трубопроводный транспорт представлен газопроводами Бухара — Ташкент — Фрунзе, Майлп-Сай — Джалал-Абад — Ош.

 



   Экономико-географические районы.

  Чуйская долина включает подгорную равнину от р. Чу до подножий Киргизского хребта, его северный склон, а также бассейны рек Чон-Кемин и Кичи-Кемин.

  Занимая менее 10% территории Киргизии, выделяется мощной обрабатывающей промышленностью (около 2/3 промышленной продукции республики), развитым поливным земледелием с преимущественным возделыванием технических культур (единственный в Средней Азии район возделывания сахарной свёклы и эфирномасличных культур), молочно-мясным скотоводством. Крупный район тонкорунного овцеводства, главным образом на отгонных пастбищах Сусамырской долины. Почти в центре района расположена столица республики. Таласская долина занимает бассейн р. Талас. Тонкорунное и полутонкорунное овцеводство, табаководство и зерновое хозяйство; промышленность развита слабо. Иссык-Кульская котловина — возделывание лекарственного мака, картофелеводство, зерновое хозяйство, отгонно-пастбищное овцеводство. Промышленность представлена электротехнической, лёгкой и пищевой отраслями. Развивается как курортный район с большими перспективами.

 Центральный Тянь-Шань— восточная, наиболее высокогорная часть К. (между Терскей-Алатау и Кокшалтау), с летними пастбищами (на сыртах). Месторождения олова, гидроэнергоресурсы. Внутренний Тянь-Шань — горно-животноводческий район. Земледелие ограничено, в некоторых долинах возделывается лекарственный мак. Железорудные, угольные месторождения и гидроэнергоресурсы.

  Юго-Западная Киргизия — совпадает с Ошской областью. Развитая цветная металлургия, топливная и лёгкая промышленность, машиностроение и металлообработка, поливное земледелие (крупный район возделывания хлопчатника), молочно-мясное скотоводство в Приферганской части и тонкорунное и полутонкорунное овцеводство в горной части. Экономический и культурный центр — Ош.


   Материальное благосостояние.

  Велики успехи Киргизии в подъёме жизненного уровня населения; этот процесс особенно ускорился в послевоенный период. За 1961—71 национальный доход вырос в 2,3 раза, а в расчёте на душу населения в 1,7 раза; денежные доходы населения увеличились в 2,6 раза. В 1971 сумма выплат и льгот, полученных населением из общественных фондов потребления, составила 655 млн. рублей (в 3,2 раза больше, чем в 1960). Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли, включая общественное питание, в 1971 составил 1495 млн. рублей (увеличение против 1940 и 1950, в сопоставимых ценах, соответственно в 11,7 и 8,4 раза). На конец 1971 вклады населения в сберегательные кассы составили 349,9 млн. рублей, т. е. в 100 раз больше, чем в 1940, и в 40,2 раза больше, чем в 1950. За 1925—71 государственными и кооперативными предприятиями и организациями, колхозами и населением построено 24513 тыс. м2 общей (полезной) площади. Только за 1971 введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 1275 тыс. м2, что в 1,6 раза больше, чем весь жилищный фонд городских поселений К. в 1926.



  Лит.: Рязанцев С. Н., Павленко В. Ф., Киргизская ССР, М., 1960; Развитие народного хозяйства Киргизии, Фр., 1966; Киргизстан за 50 лет Советской власти. Статистич. сб., Фр., 1967; Расцвет экономики Советского Киргизстана, Фр., 1968; Транспорт и транспортно-экономические связи Киргизской ССР, Фр., 1968; Киргизия, М., 1970 (серия «Советский Союз»); Население и трудовые ресурсы Киргизской ССР, Фр., 1965; Киргизстан в цифрах. Статистич. сб., Фр., 1971; Суюмбаев А. С., Крепнет экономика Советского Киргизстана, М., 1972; Среднеазиатский экономический район, М., 1972; Усубалиев Т. У., Фрунзе — столица Советского Киргизстана, М., 1971; Киргизстан в братской семье народов, Фр., 1972; Народное хозяйство Киргизской ССР. Юбилейный стат. сб., Фр., 1973.

   К. О. Оторбаев, К. Р. Рахманов.

 

 

<<< Назад  

Содержание

 

Далее >>>

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

______________________________________________________________________

Яндекс.Метрика