Экономическая и инфраструктурная оценка

 

Главная

Пейзажи Хайдаркана

Фотоальбомы Хайдарканцев

БЛОГ

Архив школьных фотографий

Из истории Хайдаркана

Форум

Видео Aрхив

Аудио Архив
Архив сайта
Кадамжай Кадамджай Сурьмяный комбинат Ферганская долина
е-майл сайта

 

Проект доклада

Сентябрь 2009

 

   7.7  Ответственность за рекультивацию и восстановление окружающей среды

 

   В мировой практике правительства, как правило, принимают на себя ответственность за экологические последствия прошлой деятельности, исходя, главным образом, из того, что именно государство могло воспользоваться основными экономическими выгодами от эксплуатации месторождений в период до приватизации. В этом отношении ХРАО находится в сложной ситуации, поскольку унаследовало комбинат со всеми его проблемами от СССР, который и был единственным потребителем его продукции (ХРК обеспечивал 80% советского производства ртути). Кыргызстан получал при этом выгоды в виде содействия развитию социальной инфраструктуры.

 

   Согласно Закону «Об охране окружающей среды», остаточное загрязнение или ущерб, причиненный окружающей среде в прошлом, до 1992 года, рассматриваются как объект ответственности государства. С прекращением производства ртути ввиду экономических трудностей и по иным причинам, руководство комбината должно взять на себя ответственность по очистке территории от ртутного загрязнения. Если этого не произойдет и с учетом того, что ХРАО остается в государственной собственности, предполагается, что ответственность за экологическое наследие прошлого, как например загрязнение земель и отходы, вероятно, будет возложено на Министерство чрезвычайных ситуаций и / или местную администрацию. Ввиду того что ХРАО не накапливает каких-либо целевых средств на рекультивацию территории и сохранение условий жизнедеятельности местных общин, ситуация остается неопределенной. Местное сообщество рано или поздно столкнется с бременем загрязнения окружающей среды, оставшимся вокруг производственного объекта.

 

   Печальный прецедент двух других заброшенных ртутных рудников Улуг-Тоо и Чаувай, которые прекратили свою деятельность в начале 1990-х годов, показывает, что там никакие восстановительные мероприятия не были выполнены до настоящего времени. Это является индикатором несоблюдения экологического и горного законодательства, а также слабого потенциала государственных органов с ограниченным бюджетом.

 

   В соответствии с распоряжением правительства (№ 161, 23.03.1999), Департамент по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций и работы с хвостохранилищами при Министерстве по чрезвычайным ситуациям КР является ответственным учреждением по техническому обслуживанию, контролю и восстановлению окружающей среды на заброшенных свалках отходов и горных выработках. Вместе с этим, Департамент не имеет достаточно технических, профессиональных и финансовых возможностей для решения проблем на многих объектах страны. Под контролем министерства находится 36 хвостохранилищ и 25 рудников. За 10 лет (1997-2007 гг.) лишь 9 млн. сомов было выделено на приоритетные восстановительные работы на хвостохранилищах, в то время как общая требуемая сумма составляет более 1,5 млрд. сомов только для 7 отдельных объектов. До недавнего времени Министерству по ЧС не было определено какой-либо четкой ответственности за обеспечение безопасности, ведение экологического мониторинга и восстановление окружающей среды на заброшенных ртутных рудниках Улуг-Тоо и Чаувай или действующего Хайдарканского ртутного рудника.

 

 

<<< Назад  

Содержание

 

Далее >>>

  

 

 

   

 

______________________________________________________________________

Яндекс.Метрика