Проект доклада
Сентябрь
2009
7.7
Ответственность за рекультивацию и восстановление
окружающей среды
В мировой практике правительства, как
правило, принимают на себя ответственность за
экологические последствия прошлой деятельности,
исходя, главным образом, из того, что именно
государство могло воспользоваться основными
экономическими выгодами от эксплуатации
месторождений в период до приватизации. В этом
отношении ХРАО находится в сложной ситуации,
поскольку унаследовало комбинат со всеми его
проблемами от СССР, который и был единственным
потребителем его продукции (ХРК обеспечивал 80%
советского производства ртути). Кыргызстан получал
при этом выгоды в виде содействия развитию
социальной инфраструктуры.
Согласно Закону «Об охране окружающей
среды», остаточное загрязнение или ущерб,
причиненный окружающей среде в прошлом, до 1992
года, рассматриваются как объект ответственности
государства. С прекращением производства ртути ввиду
экономических трудностей и по иным причинам,
руководство комбината должно взять на себя
ответственность по очистке территории от ртутного
загрязнения. Если этого не произойдет и с учетом
того, что ХРАО остается в государственной
собственности, предполагается, что ответственность
за экологическое наследие прошлого, как например
загрязнение земель и отходы, вероятно, будет
возложено на Министерство чрезвычайных ситуаций и /
или местную администрацию. Ввиду того что ХРАО не
накапливает каких-либо целевых средств на
рекультивацию территории и сохранение условий
жизнедеятельности местных общин, ситуация остается
неопределенной. Местное сообщество рано или поздно
столкнется с бременем загрязнения окружающей среды,
оставшимся вокруг производственного объекта.
Печальный прецедент двух других
заброшенных ртутных рудников Улуг-Тоо и Чаувай,
которые прекратили свою деятельность в начале 1990-х
годов, показывает, что там никакие восстановительные
мероприятия не были выполнены до настоящего времени.
Это является индикатором несоблюдения экологического
и горного законодательства, а также слабого
потенциала государственных органов с ограниченным
бюджетом.
В
соответствии с распоряжением правительства (№ 161,
23.03.1999), Департамент по мониторингу и
прогнозированию чрезвычайных ситуаций и работы с
хвостохранилищами при Министерстве по чрезвычайным
ситуациям КР является ответственным учреждением по
техническому обслуживанию, контролю и восстановлению
окружающей среды на заброшенных свалках отходов и
горных выработках. Вместе с этим, Департамент не
имеет достаточно технических, профессиональных и
финансовых возможностей для решения проблем на
многих объектах страны. Под контролем министерства
находится 36 хвостохранилищ и 25 рудников. За 10 лет
(1997-2007 гг.) лишь 9 млн. сомов было выделено на
приоритетные восстановительные работы на
хвостохранилищах, в то время как общая требуемая
сумма составляет более 1,5 млрд. сомов только для 7
отдельных объектов. До недавнего времени
Министерству по ЧС не было определено какой-либо
четкой ответственности за обеспечение безопасности,
ведение экологического мониторинга и восстановление
окружающей среды на заброшенных ртутных рудниках
Улуг-Тоо и Чаувай или действующего Хайдарканского
ртутного рудника.