Цели, организация и работа геохимического отряда Памирской экспедиции, 1930 год. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Подбор инструментов и
специального снаряжения зависел, во-первых, от характера
намечаемых работ и, во-вторых, от условий передвижения на
месте работ. Перевозки могли совершаться только вьючным
способом, часто по трудно проходимым горным тропинкам. Это
требовало возможно более компактного снаряжения,
негромоздкого и нетяжелого. Так как первоначально
предполагалось, что, после работ в указанном районе, весь
отряд примет участие в работах большой экспедиции на Памире,
то тщательный подбор снаряжения был особенно важен.
В Ленинграде удалось
собрать следующее снаряжение:
1) Малый универсальный круг
Репсольда, в ящике размером 25 X 30 X 30 см, весом 15 кг.
Этим инструментом определены все астрономические пункты. По
точности даваемых результатов, по своей компактности и
малому весу, этот инструмент незаменим в подобных
экспедициях.
2) Тренога к нему весом 9
кг. Тренога оказалась весьма прочной и устойчивой; верхняя
доска – круглая, с закраинкой, диаметром 32 см, так что
рядом с универсалом можно было ставить рабочий хронометр.
Это представляет очень большое удобство, которое особенно
можно оценить, когда приходится наблюдать при сильном ветре
на берегу грохочущего горного потока.
3) Термометр-пращ, в
оправе, системы Кольса, с делением через 1/2° от – 45° до +
65°, помещался в ящике вместе с универсальным кругом
Репсольда.
4) Два анероида-высотомера
Nauden № 69 и № 1712, диаметром по 7 см каждый, в отдельном
футляре.
5) Два столовых хронометра:
U. Nardin № 2581, звездный, рабочий, и А. Ericsson № 1062,
средний, запасной.
Оба хронометра помещались в
весьма прочном дубовом ящике с двумя отделениями,
выложенными мягкими подушками; ящик снабжен прочной, удобной
ручкой для переноски, и закрывается крючками с
предохранителями. Величина ящика 31 X 16 X 12 см, общий вес
с двумя хронометрами 5 кг.
6) Радиоприемная установка,
в металлическом ящике величиной 32 X 24 X 22 см, общим весом
12,5 кг, содержащая:
а) приемник одноламповый
Телефункена типа Е 266 g, с диапазоном 1200 – 20000 м;
б) деревянный ящик с
восемью катушками-вариометрами и одним конденсатором;
в) подставка с четырьмя
гнездами и четырьмя контактами для включения приемника в
цепи батареи накала и батареи анодной;
г) усилитель низкой
частоты, 2-кратный, типа УН-2 Электротреста;
д) деревянный ящик с шестью
лампами микро, каждая в специальном гнезде, обложенном
ватой;
е) телефон на два уха;
ж) милли-вольтамперметр в
металлической коробочке;
з) реостат на 25 ом;
и) запасные части и
монтажный провод.
7) Запас батарей: шесть
сухих батарей накала по 4 вольта, три сухих батареи анодных
по 80 вольт и шесть сухих батарей по 1.5 вольт. Все батареи
были куплены в начале июня, свежего выпуска, каждая батарея
была помещена в отдельный деревянный ящик, и залита
парафином с целью предохранить от высыхания. Общий вес всех
батарей с ящиками 28 кг. К сожалению, батареи оказались
очень низкого качества, и, несмотря на указанные
предосторожности, почти все батареи оказались негодными к
моменту их получения на месте работ, через два месяца (см.
ниже); разбор батарей показал, что цинк был очень тонкий и
плохого качества, весь он оказался разъеденным и представлял
собою сплошное решето.
8) Радиомачты и антенна.
Это представляло собою наиболее громоздкую и неудобную для
вьюков часть снаряжения. Чрезвычайно удобные складные
алюминиевые мачты фирмы «Телефункен», употреблявшиеся в
Памирской экспедиции 1928 г., к сожалению, оказались
занятыми в Каракумской экспедиции, и поэтому пришлось
заказать складные мачты из бамбуковых палок; каждая мачта
составлялась из четырех палок, длиною каждая почти по 2 м, и
укреплялась тремя рядами оттяжек. Все это упаковывалось в
один ящик длиною около 2 м, представлявший по своей длине
некоторые неудобства при перевозке вьюком. Антенна была
однолучевой и употреблялась различной длины, от 30 до 50 м,
смотря по местности.
9) Магнитный теодолит
Chasseon'a № 38, в ящике размерами 22 X 16 X 21 см, весом 5
кг.
10) Компенсационный прибор
к нему, содержащий нормальный элемент, нормальное
сопротивление, аккумулятор и переменный реостат. Все это в
ящике размером 20 X 15 X 20 см и весом 5 кг.
11) Инклинатор Daweг'а №
195, в ящике размером 21 X 22 X 29 см и весом 8 кг.
12) Универсальная тренога
для магнитных приборов, разборная, в чехле, весом 5 кг.
13) Фотографический аппарат
9 X 12 см, в чехле, с принадлежностями, тренога к нему и
запас пластинок и плоских пленок (15 дюж.).
14) Ящик с разной мелочью и
запасными вещами, содержащий: три лампы микро, запасной
антенный канатик, шесть записных книжек, ручную
электрическую лампу для освещения инструмента, двадцать пять
лампочек для карманных фонарей, рулетку, монтажный провод,
плоскогубцы, отвертки, карандаши, резинки, необходимые книги
и т. д.
Треноги (астрономическая и
магнитная) и батареи были отправлены в Фергану
заблаговременно багажом, однако, застряли в дороге, и были
получены только через два месяца. Это поставило отряд в
очень затруднительное положение; без треноги, в крайнем
случае, можно было обойтись, зарывая в каждом пункте
наблюдения деревянные столбы, на которые и ставить
инструмент; отсутствие же батарей срывало намеченную работу,
так как лишало возможности пользоваться радиосигналами
времени, определять же долготы перевозкой хронометров в этом
районе не имело смысла.
Батарей в Фергане достать
не было возможности, и пришлось посылать за ними в Коканд и
Ташкент. С большими трудностями удалось достать там
несколько сухих батарей в 4.5 вольта для накала и две
анодных батареи по 80 вольт завода «Мосэлемент», типа Б 80 –
3. Эти анодные батареи представляют собой деревянные ящики,
содержащие шестьдесят элементов Лекланше в небольших
открытых фарфоровых сосудах, заливающихся перед
употреблением раствором нашатыря. Уголь одной батарейки
соединяется с цинковым листочком другой при помощи весьма
тоненькой полоски цинка, которая от тряски батареи легко
обрывается. На первый взгляд казалось, что такую батарею
можно употреблять только в стационарной обстановке, поставив
ее в спокойное нежаркое место (как говорилось в инструкции)
и время от времени доливая жидкость по мере ее усыхания.
Однако, выбора не было, и
пришлось приспособиться к тому, что имелось. Оказалось, что
возможно и с такой анодной батареей путешествовать по
ферганским тропам и скалам, где горные киргизские лошадки
переносят тяжелый вьюк с одного пункта на другой, то
взбираясь на крутые перевалы, то спускаясь в глубокие
долины, часто пробираясь по узким карнизам, нависшим над
пропастью, задевая вьюком за выступы скал.
Батарея была заново
перемонтирована, все соединения были сделаны медной
проволокой вместо тонких листочков цинка, отдельные сосуды
были закреплены, чтобы избежать их шатания. После каждого
пункта, перед дальнейшей перевозкой, жидкость, по
возможности, выпаривалась на солнце (чтобы сохранить
нашатырь) или просто выливалась, а перед употреблением в
новом пункте снова заливался свежий раствор. Одна батарея
прослужила таким образом в течение двух месяцев.
Что касается отсутствия
треног (в первых четырех пунктах), то это обстоятельство
тоже доставляло изрядно неудобств и несколько задерживало
работу. В каждом месте приходилось разыскивать или вырубать
в арчевом лесу соответствующей длины и толщины деревянный
столб, доставлять его на место выбранного пункта, выкапывать
достаточной глубину яму и закапывать столб, укрепляя его
камнями и утрамбовывая, чтобы не было шатания. Так как не
было столбов, достаточно широких, чтобы можно было прямо на
них ставить инструмент и хронометр, то приходилось на столб
набивать кусок толстой доски в виде столика. Доска эта
прибивалась очень прочно несколькими длинными железными
гвоздями, и совершенно не шаталась. Когда астрономические
наблюдения оканчивались, наступала очередь за магнитными
наблюдениями; для этого верх столба вместе с прибитой доской
и гвоздями спиливался совсем, на столб ставился магнитный
теодолит, и над этим укреплялась палатка для защиты от
ветра; магнитные наблюдения производились в палатке. Такая
процедура в каждом пункте, конечно, требовала больше времени
и хлопот, чем это необходимо, когда имеешь треноги отдельно
для астрономических и магнитных наблюдений. Это я особенно
оценил в двух последних пунктах (Кадам-джай и Чаувай), когда
были получены обе треноги, а также вторая палатка. По
прибытии на пункт сразу устанавливались две треноги, причем
магнитная тренога ставилась в створе астрономического пункта
и какого-нибудь отдаленного резко очерченного предмета
(миры), чтобы иметь для определения склонения готовый
астрономический азимут миры, определявшийся кругом Репсольда
с астрономической треноги; над магнитной треногой сразу
устанавливалась магнитная палатка; в другой палатке
устанавливался радиоприемник; таким образом, я был хозяином
своего времени: в любой момент я мог «переключиться» с
астрономических на магнитные наблюдения и обратно, как это
было удобнее по времени и состоянию погоды.
Палатки, высланные тоже
заблаговременно из Москвы, постигла та же участь, что и
батареи и треноги, они не прибыли в г. Фергана во время, и
поэтому пришлось сооружать палатку из кусков имевшегося
брезента и деревянных палок; так как палатка предназначалась
для защиты от ветра при магнитных наблюдениях, то в ней не
было ни одной железной части. Такую палатку удалось
соорудить одну, и так как она должна была служить и при
магнитных наблюдениях и в ней же должен был устанавливаться
радиоприемник при астрономических наблюдениях, то ясно, что
по этой причине магнитные наблюдения можно было начать
только по окончании всех астрономических наблюдений, когда
вся радиоустановка укладывалась и палатка переносилась и
устанавливалась над магнитными инструментами.
Все указанное выше
снаряжение, а также и мои личные вещи перевозились двумя
вьючными лошадьми. Одна лошадь несла два вьючных ящика
(деревянный ящик, обитый брезентом, величиной 65 X 30 X 65
см и весом порожний 15 кг), в которые укладывались наиболее
хрупкие вещи, как, например, вертикальный круг Репсольда,
ящик с хронометрами, завернутый обычно в полушубок для
избежания резких ударов, магнитный теодолит, пластинки,
анодная батарея и т. д. Другая лошадь несла два «ягтана»
(вьючные кожаные чемоданы), в которые можно было поместить
вещи менее хрупкие: железный ящик с радиоприемной
установкой, батареи накала, некоторые личные вещи и т. д.
Поверх этих вьюков укреплялись треноги, радиомачты и
палатки. В общей сложности на каждую лошадь приходилось
около 80 кг.
Нажми фото, что-бы увеличить
Схематическая карта района работ отряда.
Астрономический пункт Хайдаркан.
Малый вертикальный круг Репсольда.
Материал нашел и подготовил к публикации на сайте www.geolmarshrut.ru Григорий Лучанский
|