В
период гражданской войны и борьбы с
басмачеством (1919-1925 гг.) многие
рудники (Тѐо-Моюн, Таш-Кумыр, Сулюкта,
Кок-Жангак и др.), а также нефтепромыслы были разрушены или сожжены. Их
восстановление, начатое в 1925-1927 гг.,
было завершено в годы первой пятилетки.
В 1932 г. в Кок-Жангаке была сдана в
эксплуатацию первая большая шахта
современного типа. Несколько ранее была
пущена электростанция, к руднику подведена
железная дорога от Джалал-Абада. В 1935 г.
завершено строительство железной
дороги Уч-Курган – Таш-Кумыр, затем
вступила в строй механизированная штольня
«Капитальная», позднее – шахта
«Северная». Вблизи этих и других угольных
предприятий вырастают новые шахтерские
поселки и города (Таш-Кумыр, Сулюкта,
Кок-Жангак, Кызыл-Кия). Комплекс мероприятий
по развитию угольной промышленности позволил
значительно повысить добычу угля с 215 тыс.
т в 1928 г., до 1475 тыс. т в
1940 г. В 1959 г., когда была создана
крупная угольная промышленность,
насчитывающая 14 шахт и один разрез, добыча
угля возросла до 3,5 млн. т. После этого
республика долгие годы являлась
среднеазиатской «кочегаркой», снабжая углем
соседние республики.
В 1937 г. была начата промышленная
добыча нефти на старых нефтепромыслах,
однако долгое время она была незначительной.
Рост добычи нефти начался после открытия
новых месторождений в бассейне реки
Майлуу-Суу (Избаскент).
В 1940 г. добыча нефти составляла 24
тыс. т, в 1950 г. она возросла до 47 тыс. т,
а в 1958 г.
составила 490 тыс. т.
Промышленная добыча руд цветных металлов
была начата в 1938 г. Особенно
интенсивно эксплуатировались в
предвоенные и военные годы Кадамжайское,
Хайдарканское, Чаувайское месторождения
сурьмы и ртути.
Наиболее
крупным промышленным строительством,
значительно изменившим отраслевую структуру
горной промышленности, явилось освоение
месторождений редких и цветных металлов,
широко развернувшееся в Кыргызстане в годы
войны. Примером этого может служить
строительство Ак-Тюзского свинцового
рудника,
завершенное в самые трудные военные годы.
Для
обеспечения строящегося комбината рабочей
силой была открыта школа
ФЗО, где к началу 1942 г. училось 152
учащихся. Сама стройка явилась школой подготовки квалифицированных кадров: в 1940–1941
гг. подготовили 107, в 1942 – 208 рабочих; в 1942 г. через систему
переподготовки кадров прошли 553 чел.
К 1 января 1942 г. рудник был готов к пуску.
С этого дня Ак-Тюзский полиметаллический комбинат начал выдавать
продукцию. Но, учитывая нехватку электромоторов и части механического оборудования,
необходимого для работы комбината,
Наркомцветмет СССР определил
продолжительность пускового периода с 1
января по 5 марта 1942 г.
18 января 1942 г. для приемки в
эксплуатацию первой очереди комбината
назначили правительственную комиссию.
Познакомившись с ходом работ, а также учитывая небольшую разницу во времени пуска
второй очереди, она приняла решение
произвести приемку и сдачу в эксплуатацию
предприятия в целом
(
4
). 15 февраля 1942 г.
Ак-Тюзский полиметаллический комбинат
(рудник, обогатительная фабрика, дизельная
электростанция, подсобное хозяйство,
транспорт) был принят государственной
комиссией, и с 17 февраля вступил в ряды
действующих предприятий
(
5
).
__________________________________
( 4 )
Центральный Государственный Архив
Политической Документации Кыргызской
Республики (далее ЦГАПДКР). Ф. 56. Оп. 2. Д.
980. Л. 66.
( 5 )
ЦГАПДКР. Ф. 56. Оп. 3. Д. 1001. Л. 3
|