1.2 Структура документа
Настоящая Техническая оценка состоит из 8 глав и 4 приложений. Глава 2
содержит обзор положения с ртутью в глобальном контексте; в
Главе 3 приведен обзор правовых, институциональных и политических рамок
деятельности, связанной со ртутью, в Кыргызстане; в Главе 4 обсуждается
социально-экономическое положение в
Хайдарканской долине и ее географические особенности;
Глава 5 содержит сведения об истории предприятия, геологических запасах и
технологических процессах
Хайдарканского ртутного комбината; в Главе 6
характеризуются источники
загрязнения, а также потенциальные и известные пути
загрязнения и риски для
здоровья; Глава 7 посвящена возможным экономическим
альтернативам добыче ртути, связанным, главным образом, с различными
промышленными проектами; в Главе 8 приведены рекомендации по формированию Плана
действий. В Приложении 1 содержится анализ ситуации на закрытых рудниках.
Характерные значения, а также
международные и национальные нормативы содержания
ртути в различных природных средах приведены в Приложении 2.
Приложение 3 содержит дополнительные таблицы, а Приложение 4 – избранные
фотографии.
1.3 Методология и подход оценки
Информация, представленная в настоящем докладе, была собрана в
течение
нескольких этапов проекта, начиная с апреля 2008 г.
Следующие три этапа проекта
соответствуют основным направлениям деятельности:
1.
Предварительная оценка (анализ на основе имеющихся
данных)
2. Встречи и интервью на местах
3. Отбор и анализ проб, дополняющий полученные сведения
Кыргызстанские организации и лица,
принимавшие участие в консультациях в рамках
оценки
1
Государственное
агентство по охране окружающей среды и
лесному хозяйству
(К.Норузбаев)
2 Ошский
Орхус-центр (К. Исабаев)
3
Кыргызская горная ассоциация (В. Богдецкий)
4
Баткенское территориальное управление охраны
окружающей среды (А. Темиркулов)
5 Ошское
территориальное управление охраны окружающей
среды (И. Исабаев)
6
Государственная инспекция по надзору за
промышленной
безопасностью и горному надзору
7
Национальный статистический комитет (Н.
Кабанова)
8
Государственное агентство по геологии и
минеральным ресурсам
9 Институт
возобновляемых источников энергии (Бишкек)
10 Институт
медицинских проблем (г. Ош)
11
Министерство экономического развития и
торговли
12
Национальная Академия наук
13
Кадамжайская санитарно-эпидемиологическая
станция
14 Ошская санитарно-эпидемиологическая
станция
15 Хайдарканская больница
16 Геологическая служба Южного Кыргызстана
(г. Ош)
17 Министерство чрезвычайных ситуаций
18 Министерство промышленности, энергетики и
топливных ресурсов
19 Представительство Хайдарканского ртутного
комбината в Бишкеке
20 Хайдарканский ртутный комбинат
21 Администрация г. Кызыл-Кия
22 Администрация пос. Найман
23 Администрация пос. Хайдаркан
|
В рамках проектов, осуществлявшихся ранее Всемирным
банком, ЮНЕП и инициативой «Добыча полезных ископаемых и устойчивое
развитие» (MMSD), было собрано большое количество информации о производстве
ртути, его воздействии на экономику и окружающую среду, а также его социальной
значимости. Изучение этих материалов позволило составить представление о
значении предприятия и его деятельности в местном контексте, а также о масштабе
экологических проблем, решению которых призван способствовать проект.
На основе результатов предварительной оценки и
выявленных пробелов в информации были организованы две полевые миссии с
целью получения значимых документов, находящихся в Кыргызстане, а также
налаживания взаимодействия с
местными экспертами и заинтересованными сторонами.
Интервью, работа в архивах и
взаимодействие с различными организациями позволили
лучше разобраться в сложных организационных и технических проблемах,
возникших в ходе оценки.
Особую важность имеет экологический паспорт
Хайдарканского ртутного комбината,
разработанный в 1990 г. и содержащий неоценимые
сведения об экологических аспектах деятельности предприятия на пике его
производительности.
Данные, полученные из различных источников, были
дополнены при помощи отбора и
химического анализа проб воды и почвы, а также
образцов сельскохозяйственной
продукции, организованных с целью получения
приблизительной картины загрязнения
различных сред. С целью обеспечения контроля
качества и вследствие ограниченных
аналитических возможностей местных государственных
лабораторий анализ проб выполнялся Кантональной лабораторией Женевы, а также
лабораторией компании Alex Stewart Assay and Environmental Laboratories в
Кыргызстане.
1.4 Ограничения
Наиболее существенные ограничения в ходе проекта
были связаны с ограниченной
доступностью данных. Во-первых, недавние
администртивные изменения, в ходе
которых Хайдарканский комбинат, находившийся в сфере
ответственности Ошского управления охраны окружающей среды, был передан в
ведение Баткенского управления, а затем обратно, привела к
несогласованности рядов данных и
фрагментации документации. Во-вторых,
существуют серьезные недостатки в практической
реализации требований по мониторингу, установленных экологическим
законодательством Кыргызстана.
Документация не поддерживается в актуальном
состоянии или не раскрывается, как
по соображениям коммерческой тайны, так и по другим
причинам. Хайдарканский ртутный комбинат не следует принципам информационной
прозрачности, отказываясь от предоставления полной информации о технических,
экономических и экологических
аспектах своей деятельности не только экспертам
проекта, но и государственным
органам, осуществляющим мониторинг деятельности
предприятия.
Многие методики, использованные при подготовке
данных по экологическим проблемам, являются непрозрачными; данные о
состоянии окружающей среды и
воздействии загрязнения на здоровье населения
являются неполными и часто устаревшими. Государственные лаборатории располагают
крайне ограниченными возможностями для анализа ключевых загрязняющих
веществ и не имеют систем контроля качества, которые обеспечили бы надежность
получаемых данных.
При подготовке настоящего доклада были использованы
наилучшие доступные данные, проверенные различными местными и
международными экспертами.