Производство первичной ртути в Кыргызстане – Техническая оценка ГРИД-Арендал - Апрель 2009 г.

 

Главная

Пейзажи Хайдаркана

Фотоальбомы Хайдарканцев

БЛОГ

Архив школьных фотографий

Из истории Хайдаркана

Форум

Видео Aрхив

Аудио Архив
Архив сайта
Кадамжай Кадамджай Сурьмяный комбинат Ферганская долина
е-майл сайта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.2 Структура документа


  Настоящая Техническая оценка состоит из 8 глав и 4 приложений. Глава 2 содержит обзор положения с ртутью в глобальном контексте; в Главе 3 приведен обзор правовых, институциональных и политических рамок деятельности, связанной со ртутью, в Кыргызстане; в Главе 4 обсуждается социально-экономическое положение в Хайдарканской долине и ее географические особенности; Глава 5 содержит сведения об истории предприятия, геологических запасах и технологических процессах
Хайдарканского ртутного комбината; в Главе 6 характеризуются источники
загрязнения, а также потенциальные и известные пути загрязнения и риски для
здоровья; Глава 7 посвящена возможным экономическим альтернативам добыче ртути, связанным, главным образом, с различными промышленными проектами; в Главе 8 приведены рекомендации по формированию Плана действий. В Приложении 1 содержится анализ ситуации на закрытых рудниках. Характерные значения, а также международные и национальные нормативы содержания ртути в различных природных средах приведены в Приложении 2. Приложение 3 содержит дополнительные таблицы, а Приложение 4 – избранные фотографии.

 

 

  1.3 Методология и подход оценки


   Информация, представленная в настоящем докладе, была собрана в течение
нескольких этапов проекта, начиная с апреля 2008 г. Следующие три этапа проекта соответствуют основным направлениям деятельности:

 

  1. Предварительная оценка (анализ на основе имеющихся данных)
  2. Встречи и интервью на местах
  3. Отбор и анализ проб, дополняющий полученные сведения

 

Кыргызстанские организации и лица, принимавшие участие в консультациях в рамках оценки


  1  Государственное агентство по охране окружающей среды и лесному хозяйству (К.Норузбаев)
  2 Ошский Орхус-центр (К. Исабаев)
  3 Кыргызская горная ассоциация (В. Богдецкий)
  4 Баткенское территориальное управление охраны окружающей среды (А. Темиркулов)
  5 Ошское территориальное управление охраны окружающей среды (И. Исабаев)
  6 Государственная инспекция по надзору за промышленной
безопасностью и горному надзору
  7 Национальный статистический комитет (Н. Кабанова)
  8 Государственное агентство по геологии и минеральным ресурсам
  9 Институт возобновляемых источников энергии (Бишкек)
 10 Институт медицинских проблем (г. Ош)
 11 Министерство экономического развития и торговли
 12 Национальная Академия наук

 13 Кадамжайская санитарно-эпидемиологическая станция
 14 Ошская санитарно-эпидемиологическая станция
 15 Хайдарканская больница
 16 Геологическая служба Южного Кыргызстана (г. Ош)
 17 Министерство чрезвычайных ситуаций
 18 Министерство промышленности, энергетики и топливных ресурсов
 19 Представительство Хайдарканского ртутного комбината в Бишкеке
 20 Хайдарканский ртутный комбинат
 21 Администрация г. Кызыл-Кия
 22 Администрация пос. Найман
 23 Администрация пос. Хайдаркан

 

  В рамках проектов, осуществлявшихся ранее Всемирным банком, ЮНЕП и инициативой «Добыча полезных ископаемых и устойчивое развитие» (MMSD), было собрано большое количество информации о производстве ртути, его воздействии на экономику и окружающую среду, а также его социальной значимости. Изучение этих материалов позволило составить представление о значении предприятия и его деятельности в местном контексте, а также о масштабе экологических проблем, решению которых призван способствовать проект.

  На основе результатов предварительной оценки и выявленных пробелов в информации были организованы две полевые миссии с целью получения значимых документов, находящихся в Кыргызстане, а также налаживания взаимодействия с местными экспертами и заинтересованными сторонами. Интервью, работа в архивах и взаимодействие с различными организациями позволили лучше разобраться в сложных организационных и технических проблемах, возникших в ходе оценки.

  Особую важность имеет экологический паспорт Хайдарканского ртутного комбината, разработанный в 1990 г. и содержащий неоценимые сведения об экологических аспектах деятельности предприятия на пике его производительности.

  Данные, полученные из различных источников, были дополнены при помощи отбора и химического анализа проб воды и почвы, а также образцов сельскохозяйственной продукции, организованных с целью получения приблизительной картины загрязнения различных сред. С целью обеспечения контроля качества и вследствие ограниченных
аналитических возможностей местных государственных лабораторий анализ проб выполнялся Кантональной лабораторией Женевы, а также лабораторией компании Alex Stewart Assay and Environmental Laboratories в Кыргызстане.

 

 

 1.4 Ограничения

  Наиболее существенные ограничения в ходе проекта были связаны с ограниченной доступностью данных. Во-первых, недавние администртивные изменения, в ходе которых Хайдарканский комбинат, находившийся в сфере ответственности Ошского управления охраны окружающей среды, был передан в ведение Баткенского управления, а затем обратно, привела к несогласованности рядов данных и
фрагментации документации. Во-вторых, существуют серьезные недостатки в практической реализации требований по мониторингу, установленных экологическим законодательством Кыргызстана. Документация не поддерживается в актуальном состоянии или не раскрывается, как по соображениям коммерческой тайны, так и по другим причинам. Хайдарканский ртутный комбинат не следует принципам информационной прозрачности, отказываясь от предоставления полной информации о технических, экономических и экологических аспектах своей деятельности не только экспертам проекта, но и государственным органам, осуществляющим мониторинг деятельности предприятия.

  Многие методики, использованные при подготовке данных по экологическим проблемам, являются непрозрачными; данные о состоянии окружающей среды и воздействии загрязнения на здоровье населения являются неполными и часто устаревшими. Государственные лаборатории располагают крайне ограниченными возможностями для анализа ключевых загрязняющих веществ и не имеют систем контроля качества, которые обеспечили бы надежность получаемых данных.

  При подготовке настоящего доклада были использованы наилучшие доступные данные, проверенные различными местными и международными экспертами.

 

 

<<< Назад  

Содержание

 

Далее >>>

 

 

 

 

 

 

 

   

 

______________________________________________________________________

Яндекс.Метрика