Производство первичной ртути в Кыргызстане – Техническая оценка ГРИД-Арендал - Апрель 2009 г.

 

Главная

Пейзажи Хайдаркана

Фотоальбомы Хайдарканцев

БЛОГ

Архив школьных фотографий

Из истории Хайдаркана

Форум

Видео Aрхив

Аудио Архив
Архив сайта
Кадамжай Кадамджай Сурьмяный комбинат Ферганская долина
е-майл сайта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  3. Законодательные, институциональные и политические рамки Кыргызстана в отношении экологических аспектов добычи ртути и ртутного загрязнения


  3.1 Законодательство

  Законодательство Кыргызстана, регулирующее деятельность горнодобывающей отрасли и связанные с этим вопросы охраны окружающей среды, является довольно обширным и относительно полным. В настоящей главе приводится анализ некоторых аспектов соответствующего законодательства, планов и программ, а также обзор их содержания и пробелов в области добычи ртути и связанного с этим загрязнением окружающей среды и экологической реабилитации отработанных рудников.

 Первоначальный вариант Закона Кыргызской Республики «О недрах» (1992), принятый вскоре после получения страной независимости, не содержал положений, обязывающих компании-операторы принимать меры по адекватному закрытию горнодобывающих предприятий и рекультивации соответствующих территорий. Эти недостатки были частично устранены в новом варианте Закона «О недрах» (1997) и поправках, принятых в 1999 г., которые обязывают оператора обеспечить организованную ликвидацию предприятия по добыче полезных ископаемых. Однако и этот вариант не содержит норм, определяющих конкретные обязанности оператора и государственных органов в отношении закрытия подобных предприятий. Закон Кыргызской Республики «О недрах» (1997) содержит положения о предотвращении загрязнения недр, связанного, в частности, с захоронением отходов и сбросов сточных вод.

  Закон Кыргызской Республики «О лицензировании» (2001) занимает важное место в системе нормативно-правовых актов, определяющих порядок и условия получения разрешений на эксплуатацию минеральных ресурсов, включая запасы ртути. Он также регулирует вопросы лицензирования деятельности по размещению и ликвидации
токсичных отходов, а также по перевозке (в т.ч. трансграничной) токсичных материалов и отходов.

 

 

  В Стратегии развития страны на 2009–2011 гг. отмечается, что подзаконные акты – положения, инструкции и приказы, – относящиеся к деятельности горнодобывающего сектора Кыргызстана, иногда двояко толкуют действующее законодательство, осложняя процедуры лицензирования и деятельность добывающих предприятий.
В Кыргызстане действует ряд нормативно-правовых актов и требований по вопросам охраны окружающей среды и промышленной безопасности, из которых наиболее значимыми в связи со ртутным загрязнением и другими токсичными загрязняющими веществами являются:

   • Закон Кыргызской Республики «Об охране окружающей среды» (1999), который определяет государственную политику, а также роль государства и других сторон в сфере охраны окружающей среды и регулирует правовые аспекты природоохранной деятельности;
   • Закон Кыргызской Республики «Об охране атмосферного воздуха» (1997), который определяет правовые рамки предотвращения и минимизации загрязнения воздуха, а также контроля выбросов загрязняющих веществ;
   • Закон Кыргызской Республики «Об экологической экспертизе» (1999), который закрепляет правовые основы оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы;
   • Закон Кыргызской Республики «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (2001) определяющий правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направленный на предупреждение аварий на них, а также обеспечение готовности к локализации и ликвидации последствий происшедших аварий;
   • Закон Кыргызской Республики «О хвостохранилищах и горных отвалах» (2001), направленный на обеспечение экологической и промышленной безопасности хвостохранилищ и горных отвалов, а также надлежащего управления этими объектами;
   • Закон Кыргызской Республики «Об отходах производства и потребления» (2001), который определяет государственную политику в области обращения с отходами, предотвращения отрицательного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека, а также содействия максимальному вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительного источника сырья;
   • Закон Кыргызской Республики «О ставке платы за загрязнение окружающей среды (выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов)» (2002), который устанавливает ставку платы в размере 1,2 сома за приведенную тонну загрязняющих веществ;
   • Закон Кыргызской Республики «О воде» (1994), который регулирует отношения в сфере использования и охраны водных ресурсов (вод) и направлен на предотвращение экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности;
   • Водный Кодекс Кыргызской Республики (2005), регулирующий отношения в сфере использования и охраны водных ресурсов для обеспечения гарантированного, достаточного и безопасного снабжения водой населения;
   • Земельный Кодекс Кыргызской Республики (1999), регулирующий отношения в сфере землепользования, а также охраны земельных ресурсов и почв. Кодекс закрепляет обязанности землепользователей по рекультивации земель, а также соблюдению природоохранных требований;
   • Закон Кыргызской Республики «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (2001), который направлен на обеспечение надлежащих санитарно-эпидемиологических условий для безопасной жизнедеятельности населения и закрепляет гарантии осуществления конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду;
   • Закон Кыргызской Республики «Об охране здоровья народа в Кыргызской Республики» (1992), который подчеркивает, что условия окружающей среды не должны создавать рисков и угроз для здоровья населения.
 

   Международные конвенции и другие соглашения:

  • Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (ратифицирована Кыргызстаном в 1995 г.);

  • Роттердамская Конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле (ратифицирована Кыргызстаном в 2000 г.)

  • Конвенция ЕЭК ООН о доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция) (принята Кыргызстаном в 2000 г.). В г. Ош при поддержке ОБСЕ функционирует информационный центр по Орхусской конвенции (Орхус-центр), деятельность которого направлена, главным образом, на информирование общественности, в т.ч. и в Баткенской области;

  • Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (принята в 2001 г.). Кыргызстан уже представил национальный доклад о выбросах загрязняющих веществ в 1990-2000 гг. в Секретариат Конвенции;

  • Конвенция ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспо) (принята в 2001 г.). Кыргызстан и Казахстан принимают участие в пилотном проекте по оценке воздействия на окружающую среду проекта разработки золоторудного месторождения на приграничных территориях;

  • Конвенция ЕЭК ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий (принята в 2001 г.). Кыргызстан принимает участие в партнерстве и программе по развитию потенциала для реализации основных положений Конвенции.

 

 

<<< Назад  

Содержание

 

Далее >>>

 

 

 

 

 

 

 

   

 

______________________________________________________________________

Яндекс.Метрика