3. Законодательные, институциональные и
политические рамки Кыргызстана в отношении
экологических аспектов добычи ртути и ртутного
загрязнения
3.1 Законодательство
Законодательство Кыргызстана, регулирующее деятельность горнодобывающей отрасли и связанные с этим вопросы охраны окружающей среды, является довольно обширным и относительно полным. В настоящей главе приводится анализ некоторых аспектов соответствующего законодательства, планов и программ, а также обзор их содержания и пробелов в области добычи ртути и связанного с этим загрязнением окружающей среды и экологической реабилитации отработанных рудников.
Первоначальный вариант Закона Кыргызской Республики «О недрах» (1992), принятый вскоре после получения страной независимости, не содержал положений, обязывающих компании-операторы принимать меры по адекватному закрытию горнодобывающих предприятий и рекультивации соответствующих территорий. Эти недостатки были частично устранены в новом варианте Закона «О недрах» (1997) и поправках, принятых в 1999 г., которые обязывают оператора обеспечить организованную ликвидацию предприятия по добыче полезных ископаемых. Однако и этот вариант не содержит норм, определяющих конкретные обязанности оператора и
государственных органов в отношении закрытия подобных предприятий.
Закон Кыргызской Республики «О недрах» (1997) содержит положения о предотвращении загрязнения недр, связанного, в частности, с захоронением отходов и сбросов сточных вод.
Закон Кыргызской
Республики «О лицензировании» (2001) занимает важное
место в системе нормативно-правовых актов,
определяющих порядок и условия получения разрешений
на эксплуатацию минеральных ресурсов, включая запасы
ртути. Он также регулирует вопросы лицензирования
деятельности по размещению и ликвидации
токсичных отходов, а также по перевозке (в т.ч.
трансграничной) токсичных материалов и отходов.
В Стратегии развития страны на
2009–2011 гг. отмечается, что подзаконные акты –
положения, инструкции и приказы, – относящиеся к
деятельности горнодобывающего сектора Кыргызстана,
иногда двояко толкуют действующее законодательство,
осложняя процедуры лицензирования и деятельность
добывающих предприятий.
В Кыргызстане действует ряд нормативно-правовых
актов и требований по вопросам охраны окружающей
среды и промышленной безопасности, из которых
наиболее значимыми в связи со ртутным загрязнением и
другими токсичными загрязняющими веществами
являются:
• Закон Кыргызской Республики «Об
охране окружающей среды» (1999), который определяет
государственную политику, а также роль государства и
других сторон в сфере охраны окружающей среды и
регулирует правовые аспекты природоохранной
деятельности;
• Закон Кыргызской Республики «Об
охране атмосферного воздуха» (1997), который
определяет правовые рамки предотвращения и
минимизации загрязнения воздуха, а также контроля
выбросов загрязняющих веществ;
• Закон Кыргызской Республики «Об
экологической экспертизе» (1999), который закрепляет
правовые основы оценки воздействия на окружающую
среду и экологической экспертизы;
• Закон Кыргызской Республики «О
промышленной безопасности опасных
производственных объектов»
(2001) определяющий правовые, экономические и
социальные основы обеспечения безопасной
эксплуатации опасных производственных объектов и
направленный на предупреждение аварий на них, а
также обеспечение готовности к локализации и
ликвидации последствий происшедших аварий;
• Закон Кыргызской Республики «О
хвостохранилищах и горных отвалах» (2001),
направленный на обеспечение экологической и
промышленной безопасности хвостохранилищ и горных
отвалов, а также надлежащего управления этими
объектами;
• Закон Кыргызской Республики «Об
отходах производства и потребления» (2001), который
определяет государственную политику в области
обращения с отходами, предотвращения отрицательного
воздействия отходов на окружающую среду и здоровье
человека, а также содействия максимальному
вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве
дополнительного источника сырья;
• Закон Кыргызской Республики «О
ставке платы за загрязнение окружающей среды
(выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение
отходов)» (2002), который устанавливает ставку платы
в размере 1,2 сома за приведенную тонну загрязняющих
веществ;
• Закон Кыргызской Республики «О
воде» (1994), который регулирует отношения в сфере
использования и охраны водных ресурсов (вод) и
направлен на предотвращение экологически вредного
воздействия хозяйственной и иной деятельности;
• Водный Кодекс Кыргызской
Республики (2005), регулирующий отношения в сфере
использования и охраны водных ресурсов для
обеспечения гарантированного, достаточного и
безопасного снабжения водой населения;
• Земельный Кодекс Кыргызской
Республики (1999), регулирующий отношения в сфере
землепользования, а также охраны земельных ресурсов
и почв. Кодекс закрепляет обязанности
землепользователей по рекультивации земель, а также
соблюдению природоохранных требований;
• Закон Кыргызской Республики «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
(2001), который направлен на обеспечение надлежащих
санитарно-эпидемиологических условий для безопасной
жизнедеятельности населения и закрепляет гарантии
осуществления конституционных прав граждан на охрану
здоровья и благоприятную окружающую среду;
• Закон Кыргызской Республики «Об
охране здоровья народа в Кыргызской Республики»
(1992), который подчеркивает, что условия окружающей
среды не должны создавать рисков и угроз для
здоровья населения.
Международные
конвенции и другие соглашения:
• Базельская
конвенция о контроле за трансграничной перевозкой
опасных отходов и их удалением (ратифицирована Кыргызстаном
в 1995 г.);
• Роттердамская
Конвенция о процедуре предварительного обоснованного
согласия в отношении отдельных опасных химических
веществ и пестицидов в международной торговле (ратифицирована Кыргызстаном
в 2000 г.)
• Конвенция ЕЭК ООН
о доступе к информации, участию общественности в
принятии решений и доступе к правосудию по вопросам,
касающимся окружающей
среды (Орхусская конвенция) (принята Кыргызстаном в
2000 г.). В г. Ош при
поддержке ОБСЕ функционирует информационный центр по
Орхусской конвенции (Орхус-центр),
деятельность которого направлена,
главным образом, на информирование
общественности, в т.ч. и в Баткенской
области;
• Конвенция о
трансграничном загрязнении воздуха на большие
расстояния (принята в 2001 г.). Кыргызстан уже представил
национальный доклад о выбросах загрязняющих веществ в 1990-2000 гг. в
Секретариат Конвенции;
• Конвенция ЕЭК ООН
об оценке воздействия на окружающую среду в
трансграничном контексте (Конвенция Эспо)
(принята в 2001 г.). Кыргызстан и
Казахстан принимают участие в пилотном
проекте по оценке воздействия на
окружающую среду проекта разработки
золоторудного месторождения на
приграничных территориях;
• Конвенция ЕЭК ООН
о трансграничном воздействии промышленных аварий
(принята в 2001 г.). Кыргызстан принимает
участие в партнерстве и программе
по развитию потенциала для реализации
основных положений Конвенции.