3.5 Организации, имеющие отношение к вопросам добычи ртути и
охраны окружающей среды
Ранее p; Ранее Хайдарканский
комбинат находился под непосредственным управлением
Министерства промышленности. В настоящее время
руководство предприятия пользуется автономией в управлении производством,
заключении контрактов, ведении
учета и т.п. Функции Министерства промышленности,
энергетики и топливных ресурсов КР сводятся, главным образом, к
планированию, общей координации
деятельности и сбору информации. Держателем 99,9%
акций комбината, принадлежащих государству, является Госкомимущество
Кыргызстана. Государственный таможенный комитет распространил на
Хайдарканский комбинат упрощенный порядок оформления экспортно-импортных
операций.
Вопросы производства ртути в Кыргызстане относятся к
ведению ряда
государственных ведомств и организаций. К важнейшим
из них относятся Министерство промышленности, энергетики и топливных
ресурсов, Государственное агентство по охране окружающей среды и лесному
хозяйству со своими территориальными подразделениями, Государственное
агентство по геологии и минеральным ресурсам, Министерство чрезвычайных
ситуаций, а также Государственный комитет по управлению
государственным имуществом. К другим
заинтересованным сторонам, значимым в контексте
проекта, относятся неправительственные организации, например Ошский
Орхус-центр (Информационный
центр по Орхусской конвенции), исследовательские
организации (Институт медицинских проблем, санитарно-эпидемиологические
службы Кадамжайского района
и Баткенской области), а также аналитические
лаборатории (лаборатория компании
Alex Stewart, Чуйская экологическая лаборатория,
Ошская лаборатория).
Государственное
агентство по охране окружающей среды и лесному
хозяйству Кыргызской Республики (ГАООСЛХ) является специально
уполномоченным государственным органом, ответственным за
организацию инспекций, выдачу
разрешений и установление лимитов на выбросы и
сбросы, экспертизу планов охраны
окружающей среды, экологическую экспертизу и
разнообразную деятельность в сфере
экологического мониторинга. Именно ГАООСЛХ было
назначено ведущим агентством,
координирующим осуществление данного проекта в
Кыргызстане и подготовку соответствующего плана действий
(4).
Однако, как отмечается в последнем Обзоре
результативности экологической деятельности для
Кыргызстана (2009), подготовленном ЕЭК ООН, низкий статус Агентства в
правительстве и структурах принятия решений затрудняет отстаивание
экологических интересов и придание
приоритета экологическим проблемам.
Ош-Баткенское
межрегиональное управление охраны окружающей среды,
находящееся в подчинении Государственного агентства
по охране окружающей среды и лесному хозяйству, отвечает за охрану окружающей
среды Ошской и Баткенской
областей. Экономика Ошской области носит
преимущественно аграрный характер, в
то время как основные промышленные предприятия (в
т.ч. по производству ртути и
сурьмы, а также добыче угля) расположены в
Баткенской области. Именно проблемы,
характерные для последней, являются предметом
настоящего доклада.
Баткенское
территориальное управление охраны окружающей среды
осуществляет ежеквартальные инспекции предприятия, а также,
совместно с Кадамжайской санитарно-эпидемиологической станцией (СЭС),
ежегодный аналитический контроль.
Раз в три месяца предприятие представляет в
Баткенское территориальное управление отчетность об экологической ситуации,
сбросах и выбросах, а также
образовании отходов. За каждый случай превышения
установленных нормативов сбросов или выбросов на предприятие налагается
штраф. Помимо штрафов, предприятие направляет отчисления в Фонд охраны
природы при Баткенском территориальном управлении. Размер отчислений,
которые рассматриваются как
компенсация за негативное воздействие деятельности
предприятия, зависит от масштабов эксплуатации природных ресурсов и услуг
экосистем. Ежегодные отчисления Хайдарканского комбината в этот фонд
составляют около 300 тыс. сомов
(примерно 7500 долл. США). Почти три четверти
отчислений остается на уровне
области, что позволяет
реинвестировать их в местные
проекты, направленные на оздоровление окружающей среды.
Национальный
статистический комитет Кыргызской Республики
получает данные о загрязнении окружающей среды (выбросах в атмосферу,
сбросах сточных вод, водопользовании, образовании отходов)
непосредственно от промышленных
предприятий и публикует сводную информацию раз в
три–четыре года в своих отчетах
о состоянии окружающей среды (в статистическом
формате). Статистический комитет
и таможенная служба располагают также данными об
импорте и экспорте промышленной продукции. Следует, однако, отметить,
что данные по производству ртути, включая страны назначения экспорта и
показатели финансовой результативности, не являются открытыми.
Функции
Государственного агентства по геологии и минеральным
ресурсам включают:
составление и ведение баланса ресурсов и запасов
минерального сырья; оценку ресурсов, запасов и экономической ценности
месторождений;
осуществлениеan>контроля за использованием и охраной недр
промышленными предприятиями;
разработку и утверждение нормативно-правовой базы по
геологическому изучению и охране недр; наложение санкций за избыточные потери
минеральных ресурсов в процессе добычи и переработки. Агентство играет
важную роль в процессе лицензирования деятельности, связанной с
использованием минеральных ресурсов, в
т.ч. добычи ртути.
Государственная
инспекция по надзору за промышленной безопасностью и
горному надзору при Министерстве чрезвычайных ситуаций
Кыргызстана осуществляет функции государственного регулирования в сфере
безопасности при ведении горнодобывающих, геологоразведочных и буровых работ,
эксплуатации хвостохранилищ и шахт, а также хранении, учете и
использовании промышленных взрывчатых веществ. Инспекция выдает лицензии,
охватывающие технологические
аспекты строительства и эксплуатации горных и
металлургических производств, а
также осуществляет контроль за мерами по
предотвращению и ликвидации
негативных воздействий горнодобывающих производств
на здоровье человека и окружающую среду. Другое подразделение Министерства
чрезвычайных ситуаций занимается вопросами безопасности выведенных из
эксплуатации и эксплуатируемых
хвостохранилищ (однако вопросы безопасности закрытых
ртутных рудников и связанных с ними отходов не относятся к компетенции
этого подразделения). Главное
управление по гидрометеорологии Министерства
чрезвычайных ситуаций осуществляет общенациональную программу
экологического мониторинга, уделяя
приоритетное внимание качеству городского воздуха и
выпадению радиоактивных осадков. Как представляется, эта программа не
включает мониторинга ртутного
загрязнения в Хайдаркане.
К независимым
лабораториям, специализирующимся на выполнении работ
экологического характера (определение тяжелых
металлов, оказание услуг горнодобывающим предприятиям), относятся
экологическая лаборатория компании
Alex Stewart Assay and Environmental Laboratories и
Чуйская экологическая лаборатория, расположенные в г. Кара-Балта (70 км от
Бишкека). Опыт, полученный на протяжении 10 лет, позволяет заключить, что
независимые лаборатории являются
более профессиональными, имеют международную
сертификацию, располагают лучшим оборудованием и способны обеспечить
постоянное функционирование
благодаря широкому кругу услуг, клиентов и
коммерческих возможностей.
Напротив, многие государственные лаборатории характеризуются
существенным недостатком финансирования (даже в случае предоставления
оборудования организациями-
донорами) и квалифицированных кадров (вследствие
«утечки мозгов» в частный
сектор), более ограниченным кругом услуг и клиентов
и, как представляется, более
низким качеством услуг. Эта ситуация осложняет
ведение государственного экологического мониторинга, в особенности,
мониторинга загрязнения тяжелыми
металлами (ртуть, свинец).
Хайдарканский
ртутный комбинат и Ошское управление охраны
окружающей среды также располагают лабораториями для определения
содержания загрязняющих веществ, хотя их оборудование и аналитические
методики считаются устаревшими.
Кадамжайская санитарно-эпидемиологическая станция (СЭС),
в обязанности которой входит мониторинг гигиенических характеристик
окружающей среды в Хайдаркане,
располагает действующим оборудованием для отбора
проб воздуха на ртуть и спектрометром. Однако СЭС проводит измерения редко,
а их программа ограничена.
Техническая помощь, направленная на укрепление
потенциала в сфере
экологического мониторинга, уже предоставляется
международными донорами
(например, АБР и ГЭФ) и рассматривается
национальными и местными
природоохранными органами в качестве основного
компонента эффективной системы
экологического контроля и правоприменения.
_____________________________________________
(4) Распоряжением Правительства
Кыргызской Республики от 10 марта 2009 создана
Межведомственная рабочая группа
по разработке плана мероприятий по вопросам
производства первичной ртути и снижения его
воздействия на
окружающую среду в Кыргызской Республике.