"Горные путешествия по Высокому Алаю"

Максимов Л.А., Фоменко Д.Е., Сипачев Г.Ф.

Изд-во "Физкультура и спорт", Москва, 1980 год

 

Главная

Пейзажи Хайдаркана

Фотоальбомы Хайдарканцев

БЛОГ

Архив школьных фотографий

Из истории Хайдаркана

Форум

Видео Aрхив

Аудио Архив
Архив сайта
Кадамжай Кадамджай Сурьмяный комбинат Ферганская долина
е-майл сайта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восточная часть Высокого Алая

Превью схемы Высокого Алая

   2. Через Коллекторский хребет


    С ледника Дугобашигоу перевалом Дугоба на одноименный ледник и возвращение перевалом Шигоу

 
  Перевал Дугоба (4530 м, 2Б*) расположен на скально-ледовом участке гребня, который простирается в строго широтном направлении от вершины Акташ (4970 м) на запад. От подножия перевала Новичок (см. стр. 110) выходим с правобережной морены на ледник и по нему - под бараньи лбы, заканчивающие гребень большого скального ребра. Бараньи лбы расположены слева от далеко заходящего на склон ребра ледового конуса, пересеченного внизу бергшрундом. После прохождения бергшрунда под бараньими лбами лучше идти на ледовый конус и по нему подниматься; между лбами и ледовым конусом широкий ледовый кулуар - наиболее вероятный путь пролета камней. Пересекать этот участок надо в утренние часы.

  Пройдя вверх примерно половину ледового конуса до места, где крутизна его увеличивается, лучше снова вернуться на скальное ребро и по разрушенным скалам бараньих лбов большого скального ребра подняться до просматривающейся седловинки. На седловинке можно собрать группу и даже поставить две палатки. Воды нет, есть лед.

  От седловинки путь идет прямо вверх через узкий выглаженный ледовый галстук, где нужно рубить ступени. Далее между двумя невысокими скальными башенками выходим к неширокому короткому каменистому кулуару, пересекаем его и направляемся на следующее короткое ребро, ограничивающее кулуар. По этому гребню и поднимаемся на перевальную перемычку. Не следует использовать для подъема расположенный за ребрами правее (по ходу) снежный склон, ибо вверху над ним - полоса разрушенных скал, постоянно освещаемых солнцем, откуда нерегулярно летят камни, а под обманчивым снежным покровом лежит натечный лед.

  С перевала на юге отчетливо просматриваются все вершины Дугобы и ледники. Сама седловина узкая, с причудливыми зазубринами сухих скал. С ледника Дугоба седло просматривается как самая низкая зазубрина от пика Акташ у небольшой башенки.

  Спускаемся на ледник Дугоба по средней и мелкой осыпи среди сильно разрушенных отдельных скальных выходов. На пути пересекаем кулуары или движемся по ним (возможен камнепад). У подножия перевала Дугоба  открытый ледник (фирновая линия проходит выше). По его левому краю можно спокойно дойти до морены у перевала Акташ или подняться к истокам ледника Дугоба прямо на перевал Шигоу. Это путь (30°) ровный и нетрудный.

  Впервые перевал прошла группа Московского городского клуба туристов (МГКТ). Перевальный путь Шигоу (МГКТ) (4670 м, 3А) находится в той части хребта, где начинается ледник Дугобашигоу на севере и Дугоба - на юге. Это первое на востоке сильно выраженное понижение от вершины Крестовая в Коллекторском хребте, от которой на север отходит отрог, разделяющий бассейны Гаджира и Дугобы. Как с юга, так и с севера перевальный участок просматривается только у начала цирков. Как и ряд перевалов района, он может быть отнесен к числу "односторонних" из-за доминирующей сложности северного склона.

  При движении по леднику Дугоба на перевал Шигоу (по ходу) слева в отроге, идущем к пику Узбекистан, остается северный склон перевала Картографов, правее - "100 лет Ферганы". Седловина Шигоу появляется только когда выходишь на самый верх ледника. Перевал - широкая снежная перемычка. Не доходя до нее 50-60 м, у поворота ледника на скалах или морене можно остановиться на ночевку.

  Спуск с перевала начинается у восточного края седловины от начала скального гребня (в других местах- карнизы).

  Схема спуска. До первого бергшрунда идем по твердому фирну (50°). В забитом снегом бергшрунде можно собрать группу. Ниже (примерно на 50 м) второй бергшрунд шириной 15 м. Его более узкую левую часть преодолеваем по непрочным мостам. Ниже - полка крутизной 30°, откуда можно организовать страховку. Далее крутизна увеличивается, образуется перегиб склона, появляются выходы льда. Идти глубоко влево опасно: разрывы, возможен обвал карнизов, да и путь не просматривается. Затем идем еще 40 м по фирновому склону (60-65°) на ледовое зеркало, где через две веревки по 60 м выходим по ледовому (55-60°) склону на пологий снежный участок. Ниже его - ледовые сбросы с вертикальными стенками 20-30 м. Здесь двигаемся над сбросами влево на две веревки к рыхлому снежному мосту (переход опасный и сложный). Потом еще одна веревка до участка, где бергшрунд плотно забит снегом. Дальше путь более пологий. От трещины еще две веревки вниз по склону (40-45°) и выход на пологий (30°) снежный склон. С этого места можно уходить вправо (в связках) и затем вправо-вниз 200 м. Встречающиеся разрывы легко обойти или преодолеть по снежным мостам. Затем поворачиваем влево-вниз и, не выходя на склон, с которого временами сползают лавинные ручьи, покрываем остаток пути до тела ледника Дугобашигоу. Здесь высота 4250 м. Перейдя на левобережную морену ледника, держим путь до уровня перевала Новичок, где, перейдя через ледник на правобережную морену, спускаемся по ущелью по пути подъема (см. стр. 110).
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

______________________________________________________________________

Яндекс.Метрика