"Горные путешествия по Высокому Алаю"

Максимов Л.А., Фоменко Д.Е., Сипачев Г.Ф.

Изд-во "Физкультура и спорт", Москва, 1980 год

Восточная часть Высокого Алая

3. В Алайском хребте Дугобинской подковы

Перевалом Советских школьников

Перевал Советских школьников (4420 м, 3А) находится в Алайском хребте между вершинами Москвич (на востоке) и Советских школьников (на западе) и соединяет верховья рек Арчаканыш и Джугурташ (приток Кек-Суу). Перевал "односторонний".

Начинаем подъем от зеленых полян, расположенных на высоте 3780 м при слиянии рек Южн. Дугоба и Арчаканыш. Переправа через Арчаканыш вброд "стенкой" утром в месте, где река разделяется на несколько рукавов, приводит к конечным моренам ледника Советских школьников. Пересекаем их и подходим к правобережной морене, где можно организовать бивак. Ориентировка на маршруте не трудна: пик Москвич - отличный ориентир. Условия прохождения склона, ведущего на седловину перевала, сильно зависят от погоды и времени года.

Вначале движемся от морены вверх-вправо (по ходу) к отдельной группе скал в верхней части склона. Путь влево опасен огромными труднопреодолимыми разрывами и трещинами. Лавируя между трещинами по пологим участкам, можно выйти на снежную террасу над бергшрундом примерно в середине участка, проходящего под скалами. Над левым (по ходу) отрезком бергшрунда на гребне нависает громадный карниз. После бергшрунда надо сразу идти вправо (по ходу) под скалы и вверх, где безопасней, по снежному склону (45°) в направлении снежного кулуара.

С этого места возможны два пути на перевал: по левому (по ходу) забитому снегом кулуару и по правому - с выходом на осыпь. Первопроходцы рекомендуют второй, но для спуска (при движении в обратном направлении). Пройдя левый кулуар, следует выйти вправо по снежному участку над скалами и подняться влево к 3-4-метровой ледовой стенке (70-75°), которая выводит на седловину. Перевал представляет собой длинный, узкий осыпной гребень.

Спуск с него начинаем западнее по гребню прямо вниз. Затем по пологому, широкому осыпному кулуару, держась левой стороны (20-25°), выходим на зеленую площадку над рекой Джугурташ. В 100 м западнее есть вода. Здесь можно разбить бивак.

Перевал Трех

Этот маршрут ведет с севера на юг через Алайский хребет, там, где он круто поворачивает на юг к леднику Космонавтов. Перевал расположен в правом (по ходу) дальнем углу гребня, ограничивающего ледник, и соединяет бассейны рек Арчаканыш (среднее течение) и Джугурташ.

От зеленых ночевок с большим набором высоты выходим в устьевую часть короткой долины ледника Космонавтов, которую преодолеваем сначала по левому краю, потом посередине, а затем снова ближе к левому краю, придерживаясь направления на широкую снежную седловину, ведущую к перевалу Трех на юго-запад (к углу цирка). Справа (по ходу) разрушенные скалы, заканчивающиеся осыпями. Перевальный гребень расположен за перегибом, образуемым снежным, а правее (по ходу) осыпным склонами, и с тела ледника не виден. Путь подъема начинается по правому (по ходу) ледовому склону (30°), присыпанному "живой" осыпью. Дальше через полузасыпанную трещину вверх-влево. Осыпь очень неустойчива, под ней лед. Выше у перегиба крутизна уменьшается. К этому месту можно подняться и по соседнему снежному склону, преодолев внизу бергшрунд. За перегибом по травянистым склонам мелких осыпей можно выйти уже на очень широкую и длинную перевальную седловину с разрушенными скалами у ее юго-западного края. За скалами начинается спуск.

Спускаемся по мелкой осыпи (40°) на лежащий в 100 м плоский, высокий ледник, понижающийся слева-направо-вниз от гребня. Далее идем по леднику и, не доходя до его конца, направляемся на правобережную морену к круглому озеру. Здесь можно отдохнуть, приготовить пищу. Весь путь занимает 5 часов. Ниже появляется тропа, которая выводит после каньона, образованного левым бортом ледника, к зеленым полянам в широкое и просторное ущелье реки Джугурташ. Высота 3840 м.