Киргизская Советская Социалистическая Республика

(Кыргыз Советтик Социалистик Республикасы)

Большая  Советская Энциклопедия, изд. 3, 1969—78  г.г.

 

Главная

Пейзажи Хайдаркана

Фотоальбомы Хайдарканцев

БЛОГ

Архив школьных фотографий

Из истории Хайдаркана

Форум

Видео Aрхив

Аудио Архив
Архив сайта
Кадамжай Кадамджай Сурьмяный комбинат Ферганская долина
е-майл сайта

 

 

 

 

 

 

 

XVIII. Драматический театр

 Истоки национального драматического театра Киргизии — в народных формах искусства, бытовавших на протяжении веков. Обряды и народные игры, состязания акынов (айтышуу), выступления сказочников (джомокчу), манасчи (сказителей эпоса «Манас»), комузистов, куудулов (народных комиков) содержали ярко выраженные театральные элементы — диалог и сатирические сценки, жест и мимику, отличались пластичностью, сопровождались игрой на национальных инструментах.

  Стремление народа к художественному творчеству получило развитие после Великой Октябрьской социалистической революции. В начале 20-х гг. устраивались первые самодеятельные театральные представления на киргизском языке в селах Чолпон, Караколе (ныне Пржевальск), Нарынском уезде; спектакли ставил театральный кружок педагогического техникума в Пишпеке (ныне Фрунзе).

 

  Возникновению профессионального киргизского театра предшествовала деятельность организованной в 1926 музыкально-драматической студии (под руководством Н. Н. Еленина), в которой сформировалось искусство первых киргизских актёров (К. Айбашева, А. Боталиев, К. Ешимбеков, А. Куттубаев, Ш. Тюменбаев и др.). Здесь ставились первые произведения национальной драматургии — «Горемычная Какей» М. Токобаева, «Карачач», «Алым и Мария» К. Джантошева.

  В 1930 студия была преобразована в профессиональный драматический театр, в репертуар которого вошли пьесы Дж. Турусбекова, Р. Шукурбекова, А. Куттубаева. Но основное место в искусстве первого киргизского театра заняла музыкальная драма; с 1936 он стал называться музыкально-драматическим и в дальнейшем был преобразован в Киргизский театр оперы и балета. Драматические спектакли на киргизском языке ставились на сцене Театра юного зрителя (основан в 1936, работал до 1941). Труппа театра была сформирована из актеров музыкально-драматического театра (О. Сарбагишев, Г. Орозбаева и др.) и участников художественной самодеятельности (С. Джаманов, Д. Куюкова, Б. Кыдыкеева и др.). Репертуар состоял из пьес Джантошева, К. Маликова, К. Эшмамбетова. В 1941 во Фрунзе создана труппа Киргизского драматического театра (См. Киргизский драматический театр). Начавшаяся Великая Отечественная война определила героико-патриотический характер спектаклей «Клятва» А. Токомбаева, «Месть» Шукурбекова, «Курманбек» Джантошева, «Джаныл» Куттубаева и Маликова и др. Во 2-й половине 40-х гг. и в 1-й половине 50-х гг. театр осуществил ряд значительных постановок на современные сюжеты: «Песчаный косогор» (1947), «Узкое ущелье» (1953), «Дочь Атабека» (1955) Т. Абдумомунова, «Мой аил» Шукурбскова (1948), «Мы не те, что были» Маликова и Куттубаева (1951).

 

  В 60-е гг. созданы новые спектакли, посвященные жизни киргизского народа: «Судьба отца» Б. Джакиева (1960), «Кычан» (1961) Ш. Бейшеналиева, «Совесть не прощает» («Обжалованию не подлежит», 1964), «Кто смеется последним» (1969) Абдумомунова, «Новая невестка» («Московская сноха», 1967) М. Тойбаева, «Четыре человека» М. Байджиева (1968), инсценировки произведений Ч. Айтматова — «Лицом к лицу» (1961), «Материнское поле» (1964) (1964) и др. В репертуаре театра многие пьесы национальных драматургов на революционную тему, русская и зарубежная классика. Среди лучших спектаклей других театров республики: «Могучая волна» по Ш. Рашидову, «Дочь Ганга» по Р. Тагору, «Именем революции» М. Ф. Шатрова, «Алчность» А. Абдугафурова — в Ошском областном узбекском музыкально-драматическом театре им. С. М. Кирова (основан в 1929); «Тополёк мой в красной косынке» по Айтматову, «Курманбек» Джантошева, «Цветы полевые» Тойбаева, «Не смерть, а жизнь» Дж. Турусбекова, «Осторожно, невеста!» Н. Давлесова и Н. Байтемирова, «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского — в Тян-Шанском музыкально-драматическом театре в г. Нарыне (основан в 1958).

 

  В республике работают 6 театров (1973), ставящих драматические спектакли, — Киргизский драматический театр, Республиканский театр русской драмы им. Н. К. Крупской (основан в 1935) во Фрунзе, Узбекский музыкально-драматический и Киргизский драматический (основан в 1972) театры в г. Ош, Тян-Шанский музыкально-драматический театр (г. Нарын), Театр кукол (основан в 1938, русская и киргизская группы).

  В числе театральных деятелей: народные артисты СССР Д. Куюкова, Б. Кыдыкеева, М. Рыскулов, народные артисты Киргизской ССР С. Балкыбекова, А. Боталиев, С. Джаманов, А. Джанкорозова, В. Ф. Казаков, Г. Г. Каркоцкий, Н. Китаев, А. Кобегенов, С. Кумушалиева, А. Куттубаева, Л. Маидова, Р. Муминова, В. С. Офицеров, Т. Хасанова, Л. Л. Ясиновский, народный артист Казахской ССР Н. К. Ангаров, заслуженный деятель искусств Киргизской ССР Д. Абдыкадыров.



  Лит.:

  История советского драматического театра, т. 2—6, М., 1966—71;

  Львов Н., Киргизский театр, М., 1953;

  Борбугулов М., Пути развития киргизской советской драматургии, Фр., 1958;

  Брудный Д., Театральное искусство Киргизии, М., 1959;

  История киргизского искусства, Фр., 1971.

   Д. Л. Брудный.

 

  Цирк.

  Отдельные элементы циркового искусства издавна существовали в старинных киргизских народных празднествах (различные виды борьбы, джигитовка). Как профессиональное искусство цирк существует с 1963 (коллектив гимнастов-акробатов «Молодая Киргизия», руководитель Е. А. Джаныбеков). В 1967 был создан ещё один коллектив, подготовивший программу «Цвети, Киргизия родная» (режиссёр Н. М. Цертелев). В 1969 обе группы объединились в Киргизский цирковой коллектив «Молодая Киргизия» (руководитель К. Т. Орзиев).

 

 

<<< Назад  

Содержание

 

Далее >>>

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

______________________________________________________________________

Яндекс.Метрика