Киргизская Советская Социалистическая Республика

(Кыргыз Советтик Социалистик Республикасы)

Большая  Советская Энциклопедия, изд. 3, 1969—78  г.г.

 

Главная

Пейзажи Хайдаркана

Фотоальбомы Хайдарканцев

БЛОГ

Архив школьных фотографий

Из истории Хайдаркана

Форум

Видео Aрхив

Аудио Архив
Архив сайта
Кадамжай Кадамджай Сурьмяный комбинат Ферганская долина
е-майл сайта

 

 

 

 

XVI. Музыка

 До Октябрьской революции киргизская музыка существовала лишь в устной народной традиции. Хорового многоголосия и ансамблевой игры на инструментах киргизы в дореволюционное время не знали. Вокальная музыка была представлена одноголосой песней. В основе народной музыки 7-ступенные диатонические лады (звукоряды натурального и миксолидийского мажора, натурального и дорийского, реже — фригийского минора). Метрика очень разнообразна, весьма часты чередования сложных тактов. Мелодии народных песен широкие, распевные; в эпических и обрядовых песнях — речитативные. Среди жанров песен: обрядовые («кошок» — песни-причеты и «жарамазан» — песни-колядки), трудовые («бекбекей» — ночная песня женщин, караулящих овечьи стада, «шырылдан» — песня табунщиков, «оп-майда» — песня погонщика во время молотьбы), лирические («кюйген», «секетбай», «секет» — общее название песен любовного содержания, «арман» — песни жалобы, тоски, горя), колыбельные («бешик ыры»), игровые («селькинчек» — «качели»), шуточные песни-состязания («кайым-айтышуу»), песни для детей («балдар ыры»). В инструментальной музыке распространён жанр кюу— большая пьеса, носящая программный характер. Народные инструменты: комуз (3-струнный щипковый), кыл кыяк (2-струнный смычковый), жыгач ооз комуз (деревянный) и темир комуз (железный) — типы варгана, чоор (пастушеская свирель), сурнай (типа гобоя); медный духовой — керней, добулбас или доол (тип литавры).
 


  Носители киргизской народной музыкальной культуры — Акыны, инструменталисты — комузчи, кыякчи и др. Среди крупнейших акынов — Токтогул Сатылганов, К. Акиев, А. Усенбаев, О. Болобалаев, Атай Огонбаев; народных певцов — А. Темиров, М. Баетов; народных инструменталистов — Мураталы Куренкеев, К. Орозов, И. Туманов, Ч. Иманкулов, С. Бекмуратов, Ш. Шеркулов: народных композиторов-мелодистов — Дж. Шералиев, Б. Эгинчиев. Киргизский музыкальный фольклор записывается с 1925. Опубликованы сборники Л. В. Затаевича и В. С. Виноградова.

  После Октябрьской революции расцвело творчество акынов и музыкантов. Появились произведения профессиональной киргизской музыки. В их создании принимали участие русские советские композиторы, народные артисты Киргизской ССР В. А. Власов, В. Г. Фере, М. Р. Раухвергер. В 1930-х гг. создают произведения киргизские композиторы-профессионалы А. Малдыбаев, М. Абдраев, А. Тулеев, А. Аманбаев. Возникли опера, балет, симфония. Становлению оперы предшествовало создание музыкальных драм: «Алтын кыз» («Золотая девушка») Власова и Фере (постановка 1937, Киргизский музыкально-драматический театр), «Аджал ордуна» («Не смерть, а жизнь») Власова, Малдыбаева и Фере (постановка 1938, там же). По мотивам народного эпоса «Манас» написана первая киргизская опера — «Айчурек» («Лунная красавица») Власова, Малдыбаева и Фере, поставлена в 1939. В киргизских операх и музыкальных драмах получила воплощение разнообразная тематика: борьбе за свободу и независимость посвящены музыкальная драма «Аджал ордуна», оперы «Токтогул» (постановка 1958), «Манас» (постановка 1946) Власова, Малдыбаева и Фере, «Ак шумкар» («Белый сокол») С. Н. Ряузова (постановка 1957); Великой Отечественной войне 1941—45 посвящены оперы «Патриоты» Власова, Малдыбаева и Фере (постановка 1941) и «Сердце матери» С. Л. Германова (постановка 1965); раскрепощению женщины — «Айдар и Айша» А. Аманбаева и Германова (постановка 1952), «Джамиля» Раухвергера (постановка 1961); колхозному строительству — «На берегах Иссык-Куля» Власова, Малдыбаева и Фере (постановка 1951), «Молодые сердца» Абдраева (постановка 1953). Лирический эпос отражён в опере «Олджобай и Кишимджан» Абдраева (постановка 1965). Возникают произведения в области балетного жанра (см. раздел Танец. Балет) и музыкальной комедии на современные темы — «Ким-кантти» («Кто что сделал») Абдраева, Малдыбаева, Аманбаева, А. Тулеева (постановка 1943), «Холостяки» Аманбаева (постановка 1960), «Осторожно, невеста!» Н. Давлесова (постановка 1971).
 

 

  Симфонические произведения на киргизской фольклорной основе появились в 40—50-х гг. (симфонии Н. П. Ракова, Фере, симфонические поэмы Власова). Несколько позднее выступили киргизские композиторы: Тулеев — автор симфонии (1961) и «Героической поэмы» (1954), Т. Эрматов, а также А. Джаныбеков, Абдраев, Амаибаев.

  Развитие получил кантатно-ораториальный жанр. Современной тематике посвящены вокально-симфонические поэмы «Великая заря» (1967), «Ленинский Киргизстан» (1970) Абдраева, кантата «Цвети, Киргизстан» К. Молдобасанова (1967), оратория «Сын киргиза» Абдраева и Малдыбаева (1967) и др. Созданы камерно-инструментальные произведения, массовые песни, романсы, хоры и др.


  За годы Советской власти выросли музыкантско-исполнительские силы: певцы — народные артисты СССР С. Киизбаева, А. Малдыбаев, А. Мырзабаев, народные артисты Киргизской ССР К. Чодронов, М. Мустаева, М. Махмутова, А. Джумабаев, И. Деркембаева, С. Токтоналиев; дирижеры народные артисты Киргизской ССР А. Джумахматов, К. Молдобасанов, Н. Давлесов, режиссеры народные артисты Киргизской ССР А. Куттубаев, В. Я. Васильев. В К. работали (1972) Театр оперы и балета (1942), филармония (1906), Большой симфонический оркестр Киргизского радио и телевидения (1970), институт искусств (1967), музыкальные училища в гг. Фрунзе и Ош, 48 детских музыкальных школ, Дом народного творчества. В 1939 создан Союз композиторов Киргизской ССР.



  Лит.:

  Затаевич А. В., 250 киргизских инструментальных пьес и напевов, М., 1934;

  Виноградов В. С., Киргизская народная музыка, Фр., 1958; его же, Музыкальное наследие Токтогула, М., 1961; его же, Мураталы Куренкеев, Фр., 1962;

  Алагушов Б., Кыргыз комуз чулары жана комуз куулору, Фр., 1961; его же, Кыргыз композиторлору, Фр., 1964; его же, Таншы, комуз!, Фр., 1968;

  Абдраев М. и Алагушов Б., Октябрдын нуру менен, Фр., 1966;

  История киргизского искусства. Краткий очерк, Фр., 1971.

   Б. Алагушов, А. С. Каплан.

 

 

<<< Назад  

Содержание

 

Далее >>>

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

Яндекс.Метрика