XVI. Музыка
До
Октябрьской революции киргизская музыка существовала
лишь в устной народной традиции. Хорового многоголосия и
ансамблевой игры на инструментах киргизы в
дореволюционное время не знали. Вокальная музыка была
представлена одноголосой песней. В основе народной
музыки 7-ступенные диатонические лады (звукоряды
натурального и миксолидийского мажора, натурального и
дорийского, реже — фригийского минора). Метрика очень
разнообразна, весьма часты чередования сложных тактов.
Мелодии народных песен широкие, распевные; в эпических и
обрядовых песнях — речитативные. Среди жанров песен:
обрядовые («кошок» — песни-причеты и «жарамазан» —
песни-колядки), трудовые («бекбекей» — ночная песня
женщин, караулящих овечьи стада, «шырылдан» — песня
табунщиков, «оп-майда» — песня погонщика во время
молотьбы), лирические («кюйген», «секетбай», «секет» —
общее название песен любовного содержания, «арман» —
песни жалобы, тоски, горя), колыбельные («бешик ыры»),
игровые («селькинчек» — «качели»), шуточные
песни-состязания («кайым-айтышуу»), песни для детей («балдар
ыры»). В инструментальной музыке распространён жанр кюу—
большая пьеса, носящая программный характер. Народные
инструменты: комуз (3-струнный щипковый), кыл кыяк
(2-струнный смычковый), жыгач ооз комуз (деревянный) и
темир комуз (железный) — типы варгана, чоор (пастушеская
свирель), сурнай (типа гобоя); медный духовой — керней,
добулбас или доол (тип литавры).
Носители киргизской
народной музыкальной культуры — Акыны, инструменталисты
— комузчи, кыякчи и др. Среди крупнейших акынов —
Токтогул Сатылганов, К. Акиев, А. Усенбаев, О.
Болобалаев, Атай Огонбаев; народных певцов — А. Темиров,
М. Баетов; народных инструменталистов — Мураталы
Куренкеев, К. Орозов, И. Туманов, Ч. Иманкулов, С.
Бекмуратов, Ш. Шеркулов: народных
композиторов-мелодистов — Дж. Шералиев, Б. Эгинчиев.
Киргизский музыкальный фольклор записывается с 1925.
Опубликованы сборники Л. В. Затаевича и В. С.
Виноградова.
После Октябрьской
революции расцвело творчество акынов и музыкантов.
Появились произведения профессиональной киргизской
музыки. В их создании принимали участие русские
советские композиторы, народные артисты Киргизской ССР
В. А. Власов, В. Г. Фере, М. Р. Раухвергер. В 1930-х гг.
создают произведения киргизские
композиторы-профессионалы А. Малдыбаев, М. Абдраев, А.
Тулеев, А. Аманбаев. Возникли опера, балет, симфония.
Становлению оперы предшествовало создание музыкальных
драм: «Алтын кыз» («Золотая девушка») Власова и Фере
(постановка 1937, Киргизский музыкально-драматический
театр), «Аджал ордуна» («Не смерть, а жизнь») Власова,
Малдыбаева и Фере (постановка 1938, там же). По мотивам
народного эпоса «Манас» написана первая киргизская опера
— «Айчурек» («Лунная красавица») Власова, Малдыбаева и
Фере, поставлена в 1939. В киргизских операх и
музыкальных драмах получила воплощение разнообразная
тематика: борьбе за свободу и независимость посвящены
музыкальная драма «Аджал ордуна», оперы «Токтогул»
(постановка 1958), «Манас» (постановка 1946) Власова,
Малдыбаева и Фере, «Ак шумкар» («Белый сокол») С. Н.
Ряузова (постановка 1957); Великой Отечественной войне
1941—45 посвящены оперы «Патриоты» Власова, Малдыбаева и
Фере (постановка 1941) и «Сердце матери» С. Л. Германова
(постановка 1965); раскрепощению женщины — «Айдар и Айша»
А. Аманбаева и Германова (постановка 1952), «Джамиля»
Раухвергера (постановка 1961); колхозному строительству
— «На берегах Иссык-Куля» Власова, Малдыбаева и Фере
(постановка 1951), «Молодые сердца» Абдраева (постановка
1953). Лирический эпос отражён в опере «Олджобай и
Кишимджан» Абдраева (постановка 1965). Возникают
произведения в области балетного жанра (см. раздел
Танец. Балет) и музыкальной комедии на современные темы
— «Ким-кантти» («Кто что сделал») Абдраева, Малдыбаева,
Аманбаева, А. Тулеева (постановка 1943), «Холостяки»
Аманбаева (постановка 1960), «Осторожно, невеста!» Н.
Давлесова (постановка 1971).
Симфонические
произведения на киргизской фольклорной основе
появились в 40—50-х гг. (симфонии Н. П. Ракова,
Фере, симфонические поэмы Власова). Несколько
позднее выступили киргизские композиторы: Тулеев
— автор симфонии (1961) и «Героической поэмы»
(1954), Т. Эрматов, а также А. Джаныбеков,
Абдраев, Амаибаев. |
|
Развитие получил
кантатно-ораториальный жанр. Современной тематике
посвящены вокально-симфонические поэмы «Великая заря»
(1967), «Ленинский Киргизстан» (1970) Абдраева, кантата
«Цвети, Киргизстан» К. Молдобасанова (1967), оратория
«Сын киргиза» Абдраева и Малдыбаева (1967) и др. Созданы
камерно-инструментальные произведения, массовые песни,
романсы, хоры и др.
За годы Советской
власти выросли музыкантско-исполнительские силы: певцы —
народные артисты СССР С. Киизбаева, А. Малдыбаев, А.
Мырзабаев, народные артисты Киргизской ССР К. Чодронов,
М. Мустаева, М. Махмутова, А. Джумабаев, И. Деркембаева,
С. Токтоналиев; дирижеры народные артисты Киргизской ССР
А. Джумахматов, К. Молдобасанов, Н. Давлесов, режиссеры
народные артисты Киргизской ССР А. Куттубаев, В. Я.
Васильев. В К. работали (1972) Театр оперы и балета
(1942), филармония (1906), Большой симфонический оркестр
Киргизского радио и телевидения (1970), институт
искусств (1967), музыкальные училища в гг. Фрунзе и Ош,
48 детских музыкальных школ, Дом народного творчества. В
1939 создан Союз композиторов Киргизской ССР.
Лит.:
Затаевич А. В., 250
киргизских инструментальных пьес и напевов, М., 1934;
Виноградов В. С., Киргизская народная музыка, Фр., 1958;
его же, Музыкальное наследие Токтогула, М., 1961; его
же, Мураталы Куренкеев, Фр., 1962;
Алагушов Б., Кыргыз комуз чулары жана комуз куулору,
Фр., 1961; его же, Кыргыз композиторлору, Фр., 1964; его
же, Таншы, комуз!, Фр., 1968;
Абдраев М. и Алагушов Б., Октябрдын нуру менен, Фр.,
1966;
История киргизского искусства. Краткий очерк, Фр., 1971.
Б. Алагушов,
А. С. Каплан.
|